Отстранение от замещаемой должности гражданской службы
Отстранение работника от выполнения трудовых обязанностей регламентируется Трудовым кодексом и другими федеральными законами. Один из них - Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" (далее - Закон N 79-ФЗ). Поскольку прохождение государственной гражданской службы имеет свои особенности, нормы этого закона, касающиеся отстранения от должности, также несколько отличаются от общих норм, предусмотренных Трудовым кодексом. В каких случаях представитель нанимателя обязан отстранить служащего от занимаемой должности, а в каких случаях он может это сделать? На каких основаниях? В чем заключаются особенности отстранения гражданского служащего? Как оплачивается период отстранения? Обо всем этом расскажем в статье.
Основания отстранения
Общий перечень оснований для отстранения приведен в ст. 76 ТК РФ. Согласно данной статье работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:
- появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
- не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
- при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;
- в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу;
- по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Кроме данной статьи имеются и другие нормы, регулирующие отстранение от должности. Так, в ст. 330.4 ТК РФ оговорены случаи отстранения от выполнения подземных работ (недопущения к подземным работам), а в ст. 348.5 ТК РФ - отстранения спортсменов от участия в спортивных соревнованиях. Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено отстранение от должности прокурора на период расследования возбужденного в отношении него уголовного дела (ст. 42). В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отстраняют от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, работников без профилактических прививок.
Что касается государственных гражданских служащих, то отстранению их от должности посвящена ст. 32 Закона N 79-ФЗ.
В пункте 1 перечислены случаи, когда представитель нанимателя обязан отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей):
- если работник появился на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- если работник не прошел в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда);
- если работник был привлечен в качестве обвиняемого, в отношении которого судом вынесено постановление о временном отстранении от должности в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ.
В пункте 2 ст. 32 Закона N 79-ФЗ указано, что представитель нанимателя имеет право, но не обязан отстранить работника от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) в период урегулирования конфликта интересов либо проведения проверки. При этом могут проверяться:
- достоверность и полнота сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) и другими федеральными законами;
- сведения, представленные гражданским служащим при поступлении на гражданскую службу в соответствии с нормативными правовыми актами РФ;
- соблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнение им обязанностей, установленных Законом N 273-ФЗ.
Обязательное отстранение служащего
Служащий находится в состоянии опьянения. В данном случае служащий отстраняется от должности до устранения обстоятельств, явившихся причиной отстранения, то есть до полного вытрезвления. Отстранение производится согласно приказу (распоряжению), который представитель нанимателя составляет на основании докладной записки и акта, фиксирующего факт нахождения в состоянии опьянения, или медицинского заключения.
Медицинское заключение выдается после медицинского освидетельствования, которое проводится в специализированных кабинетах наркологических диспансеров (отделений) психиатрами-наркологами или в лечебно-профилактических учреждениях психиатрами-наркологами и врачами других специальностей, прошедшими подготовку. Освидетельствование может проводиться как непосредственно в таких учреждениях, так и в специально оборудованных для этой цели автомобилях, приезжающих по вызову. Порядок медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя определен временной инструкцией, утвержденной Минздравом СССР 01.09.1988 N 06-14/33-14 (далее - Инструкция).
Направление на медицинское освидетельствование выдают должностные лица предприятий, учреждений и организаций по месту работы освидетельствуемого или работники правоохранительных органов.
К сведению. Освидетельствование может проводиться и по личному обращению гражданина без официального направления. При этом он обязан представить документ, удостоверяющий личность, и письменное заявление с подробным изложением причины его просьбы о проведении освидетельствования.
На основании медицинского освидетельствования формулируется заключение, в котором должно быть четко охарактеризовано состояние служащего на момент обследования. В заключении должно быть названо одно из следующих состояний:
- трезв, признаков употребления алкоголя нет;
- установлен факт употребления алкоголя, признаки опьянения не выявлены;
- алкогольное опьянение;
- алкогольная кома;
- состояние одурманивания, вызванное наркотическими или другими веществами;
- трезв, имеются нарушения функционального состояния, требующие отстранения от работы с источником повышенной опасности по состоянию здоровья.
Результаты освидетельствования сообщаются служащему сразу же по окончании обследования. Лицам, доставившим служащего, выдается на руки протокол медицинского освидетельствования. При отсутствии сопровождающего лица протокол высылается направившей организации по почте.
Отметим, что согласно Инструкции медицинское освидетельствование работников проводится для установления факта употребления алкоголя и наличия состояния опьянения и назначается в случаях, когда закон предусматривает дисциплинарную и административную ответственность за потребление алкоголя либо пребывание в состоянии опьянения. Если служащий отказался проходить освидетельствование, основанием для его отстранения будут докладная или служебная записка и акт, подтверждающий факт нахождения в состоянии опьянения, составленный комиссией, в которую входят не менее трех человек.
Кроме этого, если служащий будет привлекаться к дисциплинарной ответственности, то в силу ст. 58 Закона N 79-ФЗ представитель нанимателя должен затребовать от него объяснение в письменной форме. В случае отказа дать такое объяснение составляется соответствующий акт, что не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка, которая должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия представителем нанимателя решения о ее проведении. На время проверки гражданский служащий может быть отстранен от замещаемой должности.
Служащий не прошел обучение по охране труда. Обращаем ваше внимание, что поскольку обучение и проверка знаний в области охраны профессиональной служебной деятельности Законом N 79-ФЗ не регулируются, постольку исходя из ст. 73 Закона N 79-ФЗ в данном случае следует руководствоваться нормами трудового законодательства РФ.
Статьями 212 и 214 ТК РФ установлены взаимные обязательства работодателя и работника в сфере охраны труда: со стороны работодателя это обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда, а со стороны работников - прохождение такого обучения, инструктажа, стажировки и проверки знаний.
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 (далее - Порядок).
Согласно Порядку для всех лиц, принимаемых на работу, а также работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда, который завершается тем, что проводившее инструктаж лицо устно проверяет приобретенные знания о безопасных приемах работы и соответствующие навыки (п. 2.1.1, 2.1.3).
Ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знания работниками требований охраны труда несет работодатель в порядке, установленном законодательством РФ (п. 1.7 Порядка). Таким образом, представитель нанимателя обязан обеспечить проведение в отношении лица, принятого на службу, инструктажа по охране труда.
Если служащий не прошел обучение по охране труда по своей вине, представитель нанимателя должен отстранить его до устранения обстоятельств, явившихся основанием для этого, то есть до того, как служащий пройдет обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда (п. 3 ст. 32 Закона N 79).
Обратите внимание! В отличие от Закона N 79-ФЗ, Трудовой кодекс предусматривает отстранение работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, вне зависимости от того, по чьей вине это произошло: работника или работодателя.
Таким образом, возникает вопрос: отстраняется ли от замещаемой должности служащий, не прошедший обучение охране труда по вине представителя нанимателя? Какие-либо разъяснения на этот счет отсутствуют, но можно предположить, что в данном случае применяется специальная норма ст. 32 Закона N 79-ФЗ, согласно которой служащий отстраняется, если не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда) по своей вине.
Служащий привлечен в качестве обвиняемого. Отстранение обвиняемого от должности предусмотрено ст. 114 УПК РФ, согласно которой при необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.
Если потребность в применении этой меры отпадает, временное отстранение от должности отменяется постановлением дознавателя, следователя.
Данная процедура не применяется к высшим должностным лицам субъектов РФ (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), которым предъявлено обвинение в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Этих лиц отстраняет Президент РФ по представлению Генерального прокурора РФ.
Урегулирование конфликта интересов
В отличие от Трудового кодекса, Закон N 79-ФЗ предусматривает основания, при наличии которых представитель нанимателя не обязан, но имеет право отстранить от должности. Одно из таких оснований - период урегулирования конфликта интересов.
Согласно ст. 19 Закона N 79-ФЗ конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ.
При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц близкого родства или свойства, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
К сведению. Наиболее частые случаи конфликта интересов таковы: совершение действий, принятие решений в отношении родственников, друзей, деловых партнеров государственного служащего, выполнение служащим иной оплачиваемой работы, владение ценными бумагами, акциями и т.п., замещение должности в коммерческих и некоммерческих организациях после увольнения с государственной службы, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в его должностные (служебные) обязанности.
В случае возникновения личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме. Иначе он может быть уволен со службы.
К обязанностям госслужащего, связанным с предотвращением или урегулированием конфликта интересов, Закон N 273-ФЗ относит следующие:
- представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (ст. 8);
- уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9);
- принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и его урегулированию (ст. 10, 11).
Представитель нанимателя может получить сведения о возникновении конфликта интересов и из других источников помимо самого служащего: от его непосредственного руководителя, из декларации о доходах, заявлений граждан или организаций, средств массовой информации, по результатам служебных проверок и т.п. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, приводящей или способной привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию этого конфликта, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности на период урегулирования.
Для урегулирования конфликта интересов в государственном органе образуются специальные комиссии, о порядке формирования и деятельности которых говорится в Указе Президента РФ от 01.07.2010 N 821*(1).
Сведения о доходах
Отстранить гражданского служащего от замещаемой должности представитель нанимателя может при проведении в отношении служащего проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В силу п. 1 ст. 20 Закона N 79-ФЗ лицо, замещающее должность гражданской службы, которая включена в установленный нормативными правовыми актами РФ перечень, ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, подает представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи. Достоверность и полнота таких сведений проверяется в порядке, определенном Законом N 273-ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ.
На основании п. 6 ст. 8 Закона N 273-ФЗ проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей проводит представитель нанимателя (руководитель) или лицо, которому представитель нанимателя (руководитель) передал такие полномочия, самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом РФ, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Отметим, что непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений влечет увольнение гражданского служащего (если представление сведений обязательно).
Представление сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера федеральными служащими регламентируется Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559. Для гражданских служащих субъектов РФ порядок представления сведений о доходах и порядок проверки их полноты и достоверности определены нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Гражданский служащий также может быть отстранен при проверке сведений, представляемых им при поступлении на службу, в том числе сведений о доходах, а также об образовании, о состоянии здоровья и т.п.
Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой
Представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданского служащего на период проверки соблюдения служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами.
Статьей 16 Закона N 79-ФЗ определены условия, при наличии которых гражданский служащий не может находиться на гражданской службе (ограничения), - среди них признание служащего недееспособным, наличие судимости, наличие заболевания и т.п. Кроме того, во время прохождения гражданской службы служащим запрещено заниматься отдельными видами деятельности, например осуществлять предпринимательскую деятельность, избираться в органе местного самоуправления, а также совершать такие действия, как получение вознаграждений в связи с исполнением должностных обязанностей, использование преимуществ должностного положения в предвыборной агитации и много других. Запреты, связанные с прохождением гражданской службы, указаны в ст. 17 Закона N 79-ФЗ.
Проведение проверки
Проверки, во время которых госслужащий может быть отстранен от замещаемой должности и которые требуются в случаях, перечисленных в п. 2 ст. 32 Закона N 79-ФЗ, проводятся в соответствии с положением, утвержденным Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065*(2) (далее - Положение).
Согласно п. 4 Положения проверки осуществляются в том числе по решению руководителя федерального государственного органа или территориального органа федерального государственного органа либо по решению должностного лица, которому такие полномочия предоставлены руководителем соответствующего федерального государственного органа. Решение принимается отдельно в отношении каждого гражданина или государственного служащего и оформляется в письменном виде.
Основанием для проверки является достаточная информация, поступившая в установленном порядке в письменном виде:
- от правоохранительных и иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
- от работников подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо от должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
- от постоянно действующих руководящих органов политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;
- от Общественной палаты РФ;
- из общероссийских средств массовой информации.
Обратите внимание! Информация анонимного характера не может служить основанием для проверки.
Кадровые службы могут проводить проверку самостоятельно либо путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на оперативно-розыскную деятельность.
При самостоятельной проверке кадровые службы вправе:
- проводить беседу с гражданином или государственным служащим;
- изучать предоставленные гражданином или государственным служащим дополнительные материалы;
- получать от гражданина или государственного служащего пояснения по предоставленным им материалам;
- направлять в установленном порядке запрос (кроме запросов, касающихся оперативно-розыскной деятельности или ее результатов) в органы прокуратуры РФ, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов РФ, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения об имеющихся у них сведениях о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином в соответствии с нормативными правовыми актами РФ; о соблюдении государственным служащим требований к служебному поведению;
- наводить справки у физических лиц и получать от них информацию с их согласия;
- анализировать сведения, предоставленные гражданином или государственным служащим в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции.
В ходе проверки государственный служащий вправе давать пояснения в письменной форме, предоставлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме, а также обращаться в кадровую службу с ходатайством о проведении с ним бесед.
По окончании проверки кадровая служба обязана ознакомить служащего с ее результатами. Должностному лицу, назначившему служащего на должность федеральной государственной службы, делается доклад о проведении проверки, на основании которого должностное лицо принимает решение о применении к служащему меры юридического воздействия или о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Материалы проверки в течение трех лет со дня ее окончания хранятся в кадровой службе, после чего передаются в архив.
На период проверки государственный служащий может быть отстранен от замещаемой должности на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о ее проведении.
Некоторые особенности отстранения
Согласно п. 4 ст. 32 Закона N 79-ФЗ на период отстранения служащего от замещаемой должности ему не начисляется денежное содержание. Исключение составляют случаи, установленные федеральными законами.
Обратите внимание! Согласно ст. 76 ТК РФ в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику также не начисляется, кроме случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. При этом указано, что в случае отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр (обследование) не по своей вине, все время отстранения его от работы оплачивается как простой (в размере не менее 2/3 средней заработной платы).
В связи с этим отметим, что в ст. 32 Закона N 79-ФЗ вообще отсутствует такое основание отстранения, как непрохождение служащим обязательного медицинского осмотра и психического освидетельствования. А ведь среди ограничений, связанных с гражданской службой, упомянуто наличие заболевания, препятствующего ее прохождению, подтвержденное заключением медицинского учреждения. При этом гражданские служащие ежегодно должны проходить диспансеризацию, порядок которой утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 984н*(3).
Поскольку в силу ст. 73 Закона N 79-ФЗ в части, не урегулированной настоящим законом, применяются нормы трудового законодательства, по вопросу отстранения гражданского служащего, не прошедшего обязательный медицинский осмотр, следует руководствоваться положениями ст. 76 ТК РФ.
В случае отстранения в связи с урегулированием конфликта интересов или проведения проверки на время отстранения за служащим сохраняется денежное содержание (п. 2.1 ст. 32 Закона N 79-ФЗ). При этом согласно Постановлению Правительства РФ от 06.09.2007 N 562 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих" денежное содержание будет состоять из единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и следующих ежемесячных надбавок:
- за выслугу лет на гражданской службе;
- за особые условия гражданской службы;
- за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
- ежемесячное денежное поощрение.
Из денежного содержания в данном случае исключаются:
- премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
- материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Кроме того, временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда. Это пособие выплачивается за счет федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства (ст. 114, 131 УПК РФ, Письмо Минфина РФ от 15.05.2009 N 02-05-09/2001).
В заключение напомним, что, если представитель нанимателя отстранил служащего от замещаемой должности незаконно, он в силу ст. 234 ТК РФ будет обязан возместить ему неполученный заработок, а также может быть привлечен к административной ответственности.
Е.В. Давыдова,
эксперт журнала "Отдел кадров государственного
(муниципального) учреждения"
"Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", N 2, февраль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (вместе с Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов).
*(2) "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" (вместе с Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению).
*(3) "Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"