Гарантии беременным женщинам в связи с увольнением с гражданской службы
Согласно Федеральному закону от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" (далее - Закон N 79-ФЗ) в части, не урегулированной этим законом, применяются нормы трудового законодательства. Однако не все работодатели принимают во внимание данное положение. Так, Трудовым кодексом установлены гарантии беременным работницам в случае их увольнения по инициативе работодателя, что не нашло отражения в Законе N 79-ФЗ, и беременных сотрудниц, замещающих должности гражданской службы, все же иногда увольняют. Одно из таких увольнений и послужило причиной обращения уволенной госслужащей в Конституционный суд за защитой своих прав.
Прежде чем рассмотреть Постановление КС РФ от 06.12.2012 N 31-П "По делу о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта "а" пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной службе Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Л.А. Пугиевой" (далее - Постановление N 31-П), напомним, что:
1. Одним из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (п. 4 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ).
2. К основаниям для расторжения служебного контракта, увольнения по инициативе представителя нанимателя относится такое однократное грубое нарушение гражданским служащим должностных обязанностей, как прогул (отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня) (пп. "а" п. 3 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ).
3. В силу ч. 1 ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора с беременной женщиной по инициативе работодателя не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
Итак, поводом для рассмотрения дела о несоответствии положений Закона N 79-ФЗ Конституции РФ явилась жалоба гражданки Л.А. Пугиевой.
Пугиева Распоряжением руководителя Администрации Главы Республики Ингушетия от 29.09.2011 в связи с отсутствием на службе с 26 по 28 сентября 2011 года была освобождена от должности начальника отдела кадров, лишена государственных наград Администрации Главы Республики Ингушетия и уволена с государственной гражданской службы за прогул.
Пугиева обратилась в Магасский районный суд Республики Ингушетия с требованиями о восстановлении ее на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Как было установлено судом, Пугиева отсутствовала на службе с 26 по 28 сентября по причине ухода за проходящим лечение в стационаре сыном - инвалидом II группы. Выйдя на работу 29 сентября, она представила листок нетрудоспособности.
Доводы Пугиевой заключались в том, что, будучи беременной, она в силу ст. 73 Закона N 79-ФЗ подпадает под действие ч. 1 ст. 261 ТК РФ, закрепляющей гарантию в виде запрета увольнения беременных работниц по инициативе работодателя, кроме случаев ликвидации организации и прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
Однако Магасским районным судом в исковых требованиях Пугиевой было отказано, а Определением судебной коллегии по гражданским делам ВС Республики Ингушетия от 29.12.2011 данное решение было оставлено без изменения. Довод заявительницы был отвергнут судами на том основании, что ч. 3 ст. 37 Закона N 79-ФЗ, в которой установлен исчерпывающий перечень гарантий, предоставляемых государственным гражданским служащим при расторжении трудового договора по инициативе представителя нанимателя, не содержит запрета на увольнение беременных женщин, не находящихся в отпуске по беременности и родам, а норма Трудового кодекса, не допускающая увольнение беременных женщин, на государственных гражданских служащих не распространяется.
Кроме того, действия Пугиевой, выразившиеся в том, что она сообщила о причине своего отсутствия на службе лишь спустя два дня, скрыла факт временной нетрудоспособности до представления листка нетрудоспособности 29 сентября, суд расценил как злоупотребление правом.
В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в заседании суда кассационной инстанции заявительнице было отказано Определением судьи ВС Республики Ингушетия от 14.03.2012 и Определением судьи ВС РФ от 12.04.2012.
Пугиева обратилась в Конституционный суд с жалобой, из которой следует, что п. 4 ч. 1 ст. 33 и пп. "а" п. 3 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ были нарушены ее права, гарантированные ст. 7, 19, 37 и 38 Конституции РФ, поскольку препятствуют предоставлению беременным женщинам, проходящим государственную гражданскую службу, такой же гарантии, которая предусмотрена ч. 1 ст. 261 ТК РФ для женщин, работающих по трудовому договору, при решении вопроса об увольнении за прогул.
КС РФ встал на защиту конституционных прав заявительницы и признал содержащееся в п. 4 ч. 1 ст. 33 и пп. "а" п. 3 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ во взаимосвязи с ч. 3 ст. 37 данного закона нормативное положение не соответствующим ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 38 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ в той мере, в какой данное нормативное положение по его смыслу в системе действующего правового регулирования допускает увольнение с государственной гражданской службы по инициативе представителя нанимателя беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу, которые не находятся в отпуске по беременности и родам, в случаях, не связанных с ликвидацией соответствующего государственного органа, в том числе при совершении дисциплинарного проступка.
К сведению. В силу ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2).
В части 1 ст. 37 установлено, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями, выбирать род деятельности и профессию.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
А согласно ч. 3 ст. 55 права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основаниями для принятия такого решения послужило следующее.
Согласно Конституции РФ политика РФ как правового и социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а материнство и детство, семья в РФ находятся под защитой государства.
Принцип социального государства обязывает публичную власть надлежащим образом осуществлять охрану труда и здоровья людей, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливать гарантии социальной защиты на основе общепринятых в правовом и социальном государстве стандартов и гуманитарных ценностей.
Гуманистические начала социального государства, призванного прежде всего защищать права и свободы человека, предопределяют обязанность федерального законодателя осуществлять правовое регулирование таким образом, чтобы обеспечить наиболее уязвимым категориям граждан благоприятные условия для реализации своих прав в сфере труда. Одной из важнейших задач в этой сфере является правовая защита женщины, в том числе в период беременности, сопряженный с существенными физическими и эмоциональными нагрузками, от неблагоприятных воздействий, способных негативно повлиять на ее физическое и психическое здоровье. Для обеспечения нормального течения беременности работающие женщины по общему правилу должны быть поставлены в более льготные (по сравнению со стандартными) условия при осуществлении трудовой (служебной) деятельности. Этим обусловлена необходимость создания на основе вытекающих из Конституции РФ приоритетов системы государственной защиты женщин, осуществляющих трудовую (служебную) деятельность, в связи с беременностью и родами, наиболее полным образом гарантирующей реализацию ими прав, закрепленных в ч. 1 ст. 37, ст. 38 и 41 Конституции РФ, и обеспечивающей охрану благополучия и стабильности финансово-экономического положения как самой женщины, так и ее будущего ребенка.
Защита беременности, в том числе путем установления гарантий для беременных женщин в сфере труда, является, как следует из Конвенции МОТ N 183 "О пересмотре Конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства" (заключена в городе Женеве 15.06.2000), общей обязанностью правительства и общества.
В Трудовом кодексе предусмотрен широкий круг гарантий, учитывающих социальное предназначение женщины и направленных на обеспечение возможности сочетать профессиональную деятельность с рождением и воспитанием детей. Так:
- запрещается отказ женщинам в заключении трудового договора по мотивам, связанным с беременностью (ч. 3 ст. 64);
- для беременных женщин не устанавливается испытание при приеме на работу (п. 3 ч. 4 ст. 70);
- не допускается привлечение беременных женщин к работе в ночное время (ч. 5 ст. 96), сверхурочной работе (ч. 5 ст. 99), работе в выходные и нерабочие праздничные дни, направление в служебные командировки (ч. 1 ст. 259);
- беременным женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам (ст. 255).
Кроме того, Трудовой кодекс запрещает увольнение беременных женщин по инициативе работодателя, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем. Содержащая данный запрет ч. 1 ст. 261 относится к числу специальных норм, закрепляющих для беременных женщин повышенные гарантии по сравнению с другими нормами Трудового кодекса, регламентирующими вопросы расторжения трудового договора, - как общими, так и предусматривающими особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями, и является по своей сути трудовой льготой, обеспечивающей стабильность положения беременных женщин как работников и их защиту от резкого снижения уровня материального благосостояния, обусловленного тем обстоятельством, что поиск новой работы для них в период беременности затруднителен. Названная норма, предоставляющая женщинам, которые стремятся сочетать трудовую деятельность с выполнением материнских функций, действительно равные с другими гражданами возможности для реализации прав и свобод в сфере труда, направлена на обеспечение поддержки материнства и детства в соответствии с ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 38 Конституции РФ (Определение Конституционного суда Российской Федерации от 04.11.2004 N 343-О).
Аналогичная защита предоставляется в РФ беременным женщинам, например, при прохождении муниципальной службы (ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"), службы в органах прокуратуры (п. 2 ст. 40 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
Такое правовое регулирование согласуется с положениями Европейской социальной хартии (пересмотренной) (принята в городе Страсбурге 03.05.1996), согласно п. 2 ст. 8 "Право работающих женщин на охрану материнства" которой считается незаконным уведомлять женщину об увольнении в период со времени, когда она поставила работодателя в известность о своей беременности, и до окончания ее отпуска по беременности и родам либо в такое время, когда срок увольнения приходится на этот период, а также Хартии социального обеспечения (принята в городе Гаване 15.02.1982), согласно ст. 7 которой женщина имеет право на охрану здоровья и предоставление льгот в период беременности и материнства и ей необходимо гарантировать рабочее место.
Специфика государственной гражданской службы в РФ как профессиональной служебной деятельности предопределяет особый правовой статус государственных гражданских служащих, который включает обусловленные характером такой деятельности права и обязанности государственных гражданских служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной гражданской службой, а также предоставляемые им гарантии.
Статья 33 Закона N 79-ФЗ среди общих оснований для прекращения служебного контракта, освобождения государственного гражданского служащего от замещаемой должности и увольнения с государственной гражданской службы в п. 4 ч. 1 называет расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, а ст. 37 предоставляет представителю нанимателя право уволить государственного гражданского служащего за виновные действия, в том числе за такое однократное грубое нарушение государственным гражданским служащим должностных обязанностей, как прогул (пп. "а" п. 3 ч. 1).
Законодательное закрепление указанного основания увольнения государственного гражданского служащего обусловлено тем, что, заключая служебный контракт, он берет на себя обязательства исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом, соблюдать служебный распорядок государственного органа, соблюдать ограничения, выполнять обязательства, а также требования к служебному поведению (ч. 1 ст. 15 Закона N 79-ФЗ). Эти обязательства в равной мере принимают на себя все поступающие на государственную гражданскую службу лица, а их виновное неисполнение служит основанием для применения в отношении государственных гражданских служащих мер дисциплинарной ответственности - вплоть до увольнения.
Вместе с тем в ч. 3 ст. 37 Закона N 79-ФЗ для государственных гражданских служащих установлена гарантия в виде запрета увольнения по инициативе представителя нанимателя в период их пребывания в отпуске, в том числе по беременности и родам.
Таким образом, положения п. 4 ч. 1 ст. 33 и пп. "а" п. 3 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ во взаимосвязи с ч. 3 ст. 37 данного закона по смыслу допускают увольнение с государственной гражданской службы (расторжение служебного контракта) по инициативе представителя нанимателя беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу, которые не находятся в отпуске по беременности и родам, в случаях, не связанных с ликвидацией соответствующего государственного органа, в том числе при совершении дисциплинарного проступка.
Указанные нормативные положения, ограничивая предоставление беременным женщинам, проходящим государственную гражданскую службу, гарантии от увольнения исключительно периодом нахождения в отпуске по беременности и родам, не могут расцениваться как согласующиеся с провозглашенными Конституцией РФ принципами справедливости и юридического равенства, а также с задачами охраны семьи, материнства и детства.
Таким образом, допуская увольнение с государственной гражданской службы (расторжение служебного контракта) по инициативе представителя нанимателя проходящих государственную гражданскую службу беременных женщин, не находящихся в отпуске по беременности и родам, в случаях, не связанных с ликвидацией соответствующего государственного органа, в том числе при совершении дисциплинарного проступка, нормативные положения вводят различия в объеме гарантий для беременных женщин, предоставляемых в системе действующего правового регулирования, на основании одного только признака - сферы осуществляемой ими профессиональной деятельности, а следовательно, не соответствует ч. 1, 2 ст. 19, ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 38 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ во взаимосвязи со ст. 7 и ч. 2 ст. 17.
Это, однако, не означает, что при совершении дисциплинарного проступка беременные женщины, проходящие государственную гражданскую службу, полностью освобождаются от дисциплинарной ответственности. В подобных случаях к государственному гражданскому служащему может быть применено дисциплинарное взыскание - при условии установления самого факта совершения дисциплинарного проступка - с учетом тяжести проступка, степени вины государственного гражданского служащего, обстоятельств, при которых совершен проступок, и предшествующих результатов исполнения государственным гражданским служащим своих должностных обязанностей (ч. 3 ст. 58 Закона N 79-ФЗ).
Соответственно, в случае однократного грубого нарушения беременной женщиной, проходящей государственную гражданскую службу, обязанностей государственного гражданского служащего представитель нанимателя может привлечь ее к дисциплинарной ответственности, применив иные, помимо увольнения с государственной гражданской службы, дисциплинарные взыскания. При этом должны соблюдаться принципы соразмерности, справедливости, адекватности и пропорциональности, а также дифференциации наказания в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В связи с вышеизложенным решения, вынесенные в отношении гражданки Пугиевой на основании законоположений, признанных Постановлением N 31-П противоречащими Конституции РФ, подлежат пересмотру в установленном порядке.
В связи с вступлением данного постановления в законную силу (начало действовать с момента провозглашения) в ст. 37 Закона N 79-ФЗ было внесено соответствующее уточнение.
Л.В. Куревина,
редактор журнала "Отдел кадров государственного
(муниципального) учреждения"
"Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", N 2, февраль 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"