Патентная система налогообложения как часть государственной политики поддержки малого бизнеса
Настоящая статья посвящена введению патентной системы налогообложения как одной из наиболее эффективных мер поддержки малого бизнеса в Российской Федерации, а также основным положениям главы 26.5 НК РФ, введенной в действие с 1 января 2013 года.
Разработка эффективных мер поддержки становления и развития малого бизнеса является одной из приоритетных задач каждого развитого государства. Частный бизнес характеризуется как один из атрибутов современного демократического общества. В большинстве сфер деятельности, особенно в секторе услуг, помимо крупных рыночных лидеров, существует значительное количество малых и средних форм хозяйствования.
Работа частного предприятия зачастую затруднена различными факторами. Например, "налоговой безграмотностью", выраженной как в неспособности достоверно заполнить документы налоговой и бухгалтерской отчетности, так и в неумении минимизировать налоговую нагрузку в рамках действующего законодательства. Незнание правовых особенностей вызывает необходимость привлечения в качестве консультантов третьих лиц, квалификация которых не всегда находится на достойном уровне. Здесь же можно отметить и психологические факторы, такие, как убеждение в существовании коррупционной составляющей или существенной длительности организации бизнеса.
Все это приводит в конечном итоге к неспособности малого бизнеса извлекать необходимую для его существования прибыль, а следовательно, и к увеличению негативных социальных последствий, таких, как безработица и неспособность осуществления расчетов конкретным физическим лицом по собственным денежным обязательствам.
Исходя из вышесказанного, в целях эффективной поддержки развития малого бизнеса в России государству необходимо минимизировать существующие риски в предпринимательской среде и, в то же время, предложить альтернативные варианты поддержки, в т.ч. через сферу налогообложения.
Субъектом малого бизнеса в Российской Федерации в данный момент является хозяйствующий субъект (внесенный в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) потребительский кооператив, коммерческая организация (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физическое лицо, внесенное в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальный предприниматель) и крестьянское (фермерское) хозяйство, соответствующие условиям, установленным ст. 4 Федерального закона от 24.07.07 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").
Согласно постановлению Госстандарта России от 30.03.99 N 97 "О принятии и введении в действие Общероссийских классификаторов" (вместе с ОК 027-99 "Общероссийский классификатор форм собственности" и ОК 028-99 "Общероссийский классификатор организационно-правовых форм"), к хозяйствующим субъектам в ОКОПФ относятся любые юридические лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели.
Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей ведутся Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 19.06.02 N 438 и от 16.10.03 N 630 соответственно.
Согласно данным, опубликованным на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru), по состоянию на 1 ноября 2012 г. количество юридических лиц, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, в Российской Федерации составляет 4 555 416 [5]; количество индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, на ту же дату в целом по стране составило 4 122 422 [6]. Таким образом, доля зарегистрированных в установленном порядке индивидуальных предпринимателей (в т.ч. крестьянских (фермерских) хозяйств) является весьма значительной.
Важным шагом, сделанным государством в сторону поддержки индивидуальных предпринимателей, стало принятие Федерального закона от 21.07.05 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Согласно данному правовому акту, с 1 января 2006 г. вступила в силу ст. 346.25.1 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующая особенности применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента. Переход на применение указанной системы осуществляется предпринимателем на основании поданного им в уполномоченный налоговый орган заявления.
Одним из условий возможности применения указанной системы налогообложения индивидуальным предпринимателем является осуществление поименованных в ст. 346.25.1 НК РФ видов деятельности. Следует отметить, что после вступления в силу указанной статьи в ней было перечислено 58 видов деятельности, а Федеральным законом от 22.07.08 N 155-ФЗ данный перечень был расширен до 69 позиций (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.). В настоящее время патентная система налогообложения может применяться, в частности, к следующим видам предпринимательской деятельности:
- ремонт и пошив отдельных категорий изделий и обуви;
- изготовление и ремонт мебели;
- производство и ремонт игр и игрушек (за исключением компьютерных игр);
- изготовление изделий народных художественных промыслов;
- копировально-множительные, переплетные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы;
- техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
- оказание услуг тамады, актера на торжествах, музыкальное сопровождение обрядов;
- предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты;
- автотранспортные услуги;
- услуги по присмотру и уходу за детьми и больными, услуги по уборке жилых помещений, услуги по ведению домашнего хозяйства;
- ремонт и строительство жилья и других построек;
- услуги по остеклению балконов и лоджий;
- ветеринарные услуги;
- выпас скота, ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
- осуществление частной детективной деятельности лицом, имеющим лицензию, и др.
В 2008 г. упомянутым Федеральным законом от 22.07.08 N 155-ФЗ было серьезно изменено одно из существенных условий возможности применения упрощенной системы налогообложения на основе патента, касающееся привлечения наемных работников, в т.ч. по договорам гражданско-правового характера. До 1 января 2009 г. применение упрощенной системы налогообложения на основе патента разрешалось только индивидуальным предпринимателям, не привлекающим в своей предпринимательской деятельности наемных работников, в т.ч. по договорам гражданско-правового характера. В действующей редакции Налогового кодекса при применении упрощенной системы налогообложения на основе патента индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в т.ч. по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период 5 человек (п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ).
Следует отметить, что решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 3 ст. 346.25.1 НК РФ принимается законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Таким образом, только совокупность перечисленных условий позволяла индивидуальному предпринимателю применять упрощенную систему налогообложения на основе патента и уплачивать определенную стоимость патента исходя из потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Отметим, что целесообразность введения упрощенной системы налогообложения на основе патента подтверждена, в т.ч. ее популярностью в большинстве субъектов Российской Федерации. Например, в 2010 г. на основании соответствующих законов указанная система налогообложения была введена в 55 регионах России. С 2011 г. список был дополнен Иркутской областью (закон Иркутской области от 18.06.10 N 48-ОЗ), с 2012 г. - Карачаево-Черкесской Республикой (закон Карачаево-Черкесской Республики от 28.11.11 N 70-РЗ).
С 1 января 2013 г. на основании Федерального закона от 25.06.12 N 94-ФЗ вступила в силу гл. 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации "Патентная система налогообложения", в свою очередь ст. 346.25.1 НК РФ утратила силу. Основные изменения касаются следующего.
Произошло укрупнение видов деятельности (47 вместо 69), однако без их сокращения по сути. Наоборот, в обязательный перечень включен ряд новых видов предпринимательской деятельности, таких, как экскурсионные услуги и услуги по прокату. При этом на основании п. 8 ст. 346.43 НК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.
Максимальный размер средней численности привлеченных наемных работников, в т.ч. по договорам гражданско-правового характера, увеличен до 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем.
Установлены минимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (100 тыс. руб. на 2013 г.) и его максимальный размер (1 млн. руб. на 2013 г. с возможностью его увеличения решениями субъектов Российской Федерации).
К преимуществам патентной системы налогообложения относятся следующие:
- освобождение (в соответствии с пунктами 10 и 11 ст. 346.43 НК РФ) индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, от обязанностей по уплате налога на доходы физических лиц (в определенной части), налога на имущество физических лиц (в определенной части), налога на добавленную стоимость (с учетом ограничений, предусмотренных указанной статьей);
- четкость в определении сроков действия патента (по выбору индивидуального предпринимателя это может быть период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года);
- упрощение и прозрачность процедуры постановки и снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения;
- возможность уплаты фиксированной суммы налога, исчисляемого по ставке в размере 6% от потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода. Если патент получен на срок менее календарного года, налог рассчитывается путем деления указанного дохода на двенадцать месяцев и умножения полученного результата на количество месяцев срока, на который выдан патент;
- возможность уплаты налога в установленные сроки по месту постановки индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе;
- отсутствие необходимости представлять налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения;
- отсутствие обязанности ведения бухгалтерского учета в связи с необходимостью ведения налогового учета доходов;
- уплата в течение 2013 г. страховых взносов по пониженным тарифам (при осуществлении определенных видов предпринимательской деятельности);
- возможность осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) соответствующего документа.
Таким образом, введение патентной системы налогообложения является одной из важных форм государственной поддержки индивидуального предпринимательства.
Список литературы
1. Федеральный закон от 24.07.07 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
2. Федеральный закон от 21.07.05 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
3. Федеральный закон от 22.07.08 N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в ред. федеральных законов от 26.11.08 N 224-ФЗ, от 29.06.09 N 140-ФЗ, от 27.07.10 N 229-ФЗ).
4. Федеральный закон от 25.06.12 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. федеральных законов от 29.11.12 N 206-ФЗ от 03.12.12 N 243-ФЗ).
5. http://www.nalog.ru/gosreg/reg_ul/reg_ur_lic/.
6. http://www.nalog.ru/gosreg/reg_fl/ip_stat/.
Е.Е. Воробцева,
кафедра бухгалтерского учета и финансов НОУ ВПО
"Сергиево-Посадский гуманитарный институт"
"Аудитор", N 2, февраль 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "АУДИТОР"
Выпускается с 1994 года.
Издатель: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М"
Адрес: 127282, г. Москва, ул. Полярная, д. 31В, стр. 1
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-61681 от 07.05.2015