Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 164862-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и иные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и иные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение подпункта "а" пункта 1 и пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания 24 января 2012 года Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, пункта 68 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2012 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2011 N 2425-р, пункта 11 Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых Ростехнадзором, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 N 1371-р, решения Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации от 21 декабря 2011 года (протокол N 2), а также в целях реализации положений Конвенции о предотвращении крупных промышленных аварий (Конвенции N 174), ратифицированной Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 366-ФЗ, и Концепции совершенствования государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности с учетом необходимости стимулирования инновационной деятельности предприятий на период до 2020 года, утвержденной решением Коллегии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 сентября 2011 г.
Основной целью законопроекта является комплексное совершенствование законодательства Российской Федерации в области обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов для повышения эффективности правового регулирования, устранения избыточных административных барьеров для осуществления инвестиционной и производственной деятельности в сфере промышленного производства, других отраслях экономики. Принятие законопроекта создаст стимулы к модернизации отечественной экономики и, одновременно, надежному управлению технологическими и экономическими рисками производственной деятельности.
Государственное регулирование в сфере промышленной безопасности в Российской Федерации с середины 1990-х годов базируется на принципах и требованиях промышленной безопасности, сформированных в предыдущие периоды, недостаточно соответствующих изменению модели развития национальной экономики.
В первую очередь, установление единообразных требований и механизмов обеспечения промышленной безопасности привело к недостаточности государственного регулирования в отношении объектов, безопасность которых имеет существенное значение для граждан, общества и государства, и избыточности государственного регулирования в отношении объектов, не имеющих такого значения.
При этом отсутствуют эффективные стимулы для обновления основных фондов организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Кроме того, действующая система обеспечения промышленной безопасности не учитывает особенностей осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, опытно-промышленного производства.
Законопроектом уточняются критерии идентификации опасных производственных объектов. Вводится классификация опасных производственных объектов, учитывающая степень риска возникновения аварии и масштабы их возможных последствий, гармонизированная с законодательством Европейского союза. В соответствии с данной классификацией все опасные производственные объекты будут разделены на четыре класса опасности:
I класс - объекты чрезвычайно высокой опасности;
II класс - объекты высокой опасности;
III класс - объекты средней опасности;
IV класс - объекты низкой опасности.
Исключение избыточных и дублирующих требований промышленной безопасности, с одной стороны, и снижение рисков техногенных аварий на опасных производственных объектах - с другой, будут осуществляться путем дифференциации мер обеспечения промышленной безопасности по классам опасных производственных объектов.
В отношении опасных производственных объектов I класса опасности будет реализован режим непрерывного надзора. Плановые проверки организаций, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов I и II класса опасности, будут проводиться не чаще одного раза в год, III класса опасности - одного раза в три года. Плановые проверки опасных производственных объектов IV класса опасности производиться не будут.
Для организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, станет обязательным создание систем управления промышленной безопасностью.
Сфера обязательного декларирования промышленной безопасности будет ограничена опасными производственными объектами I и II классов опасности.
Будет исключена обязанность разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах IV класса опасности.
Вводится уведомительный порядок начала деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов IV класса опасности.
Кроме того, законопроектом предусматривается объединить два лицензируемых вида деятельности (эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов), что позволит лицензиатам сократить издержки, связанные с необходимостью получения двух лицензий.
Исключается функция федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности по выдаче разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах. На период до принятия технических регламентов, устанавливающих иные формы оценки соответствия конкретных типов технических устройств обязательным требованиям, данные технические устройства будут подлежать экспертизе промышленной безопасности. В целях устранения коррупционных рисков при осуществлении надзорной деятельности вводится исчерпывающий перечень случаев, при которых необходимо проведение экспертизы промышленной безопасности, а также устанавливается полномочие Правительства Российской Федерации по утверждению перечня технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.
Для осуществления проектирования и эксплуатации опасных производственных объектов в режиме опытно-промышленного производства, при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, законопроектом предусматривается возможность установления федеральными нормами и правилами промышленной безопасности случаев, при которых возможно опытное применение технических устройств на опасном производственном объекте без проведения экспертизы промышленной безопасности при условии соблюдения параметров технологического процесса, отклонения от которых могут привести к аварии на опасном производственном объекте.
В целях исключения избыточных технических барьеров для осуществления инвестиционной деятельности на опасных производственных объектах законопроектом вводится правовой режим их эксплуатации, консервации и ликвидации на основе индивидуальных требований, установленных в проектной документации. Обоснование безопасности таких объектов будет производиться в соответствии с критериями, установленными в федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Законопроект предусматривает приведение в соответствие с требованиями статьи 11 Конвенции о предотвращении крупных промышленных аварий (Конвенции N 174) оснований для внесения изменений в декларации промышленной безопасности. В большинстве случаев, декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта должна будет формироваться один раз в пять лет, подводить итог по всем изменениям, произошедшим со времени предоставления предшествующей декларации, и комплексно фиксировать новое состояние объекта.
Уточняется правовая основа обеспечения промышленной безопасности на континентальном шельфе Российской Федерации.
В целях приведения в соответствие с проектируемыми положениями Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" законопроектом предусмотрено внесение изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, федеральные законы от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Предусмотрено поэтапное введение в силу отдельных положений законопроекта, учитывающее необходимость перерегистрации действующих опасных производственных объектов в государственном реестре, а также плановые сроки подготовки нормативных актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
В целом, принятие законопроекта позволит:
1) качественно повысить эффективность государственного регулирования в области промышленной безопасности;
2) создать действенные стимулы для модернизации национальной экономики и, одновременно, надежному управлению технологическими рисками производственной деятельности;
3) устранить избыточные административные барьеры при осуществлении инвестиционной и производственной деятельности в отраслях промышленного производства;
4) существенно снизить неоправданные издержки организаций, эксплуатирующих или предполагающих эксплуатацию опасных производственных объектов, на выполнение формальных требований и административных процедур.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и иные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и иные законодательные акты Российской Федерации" не потребует увеличения расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Реализация положений Федерального закона будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных полномочий.
При этом предусмотренная проектом федерального закона отмена функции федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности по выдаче разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах может привести к возникновению выпадающих доходов федерального бюджета от соответствующей государственной пошлины в размере до 11 748 тыс. руб. (объем поступлений по итогам 2011 года).
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и иные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и иные законодательные акты Российской Федерации" потребует принятия следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов".
Обоснование необходимости подготовки: установление в законопроекте нормы о классификации опасных производственных объектов.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: осуществление учета влияющих на риск возникновения аварии и масштабы возможных последствий характеристик опасных производственных объектов, осуществления их классификации, а также выдачи свидетельства о регистрации и классификации (присвоении классов опасности) объекта.
Сроки подготовки: IV квартал 2012 г.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Ростехнадзор, соисполнители - Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "О планах мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах".
Обоснование необходимости подготовки: введение законопроектом полномочия Правительства Российской Федерации по установлению порядка разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требований к их содержанию.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: установление общего порядка разработки эксплуатирующими организациями документов по планированию мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, а также требований к их содержанию.
Срок подготовки: I квартал 2013 г.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Ростехнадзор, соисполнители - Минэкономразвития России, МЧС России.
3. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Обоснование необходимости подготовки:
1) установление в законопроекте полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению перечня технических устройств, применение которых на опасном производственном объекте требует проведения экспертизы промышленной безопасности;
2) установление в законопроекте нормы об уведомительном порядке начала деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов;
3) исключение полномочия Правительства Российской Федерации по установлению сроков разработки деклараций промышленной безопасности для организаций, имеющих действующие опасные производственные объекты на день вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
4) установление в законопроекте нормы о создании систем управления промышленной безопасностью организациями, осуществляющими эксплуатацию опасных производственных объектов I и II классов опасности;
5) установление в законопроекте перечня категорий опасных производственных объектов и классов гидротехнических сооружений, находящихся на праве собственности или ином законном праве у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного надзора.
Изложение предполагаемых правовых предписаний:
1) внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1540 "О применении технических устройств на опасных производственных объектах", устанавливающих перечень технических устройств, применение которых на опасных производственных объектах требует проведения экспертизы промышленной безопасности;
2) внесение изменений в Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2009 N 584, в части определения перечня работ и услуг в составе деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов IV класса опасности, а также полномочий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по учету указанных уведомлений;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления Правительства РФ N 584 следует читать как "16 июля 2009 г."
3) признание утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 142 "О сроках декларирования промышленной безопасности действующих опасных производственных объектов";
4) внесение изменений в Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263, определяющих производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности как составной элемент системы управления промышленной безопасностью;
5) признание утратившим силу абзаца второго пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 455 "О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях".
Сроки подготовки: в течение 3 месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Ростехнадзор, соисполнители - Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
4. Постановление Правительства Российской Федерации "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I , II и III классов опасности".
Обоснование необходимости подготовки: установление в законопроекте нормы об отнесении к перечню лицензируемых указанного вида деятельности.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: определение порядка лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I , II и III классов опасности.
Срок подготовки: в течение 3 месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Ростехнадзор, соисполнитель - Минэкономразвития России.
5. Постановление Правительства Российской Федерации "О системах управления промышленной безопасностью".
Обоснование необходимости подготовки: установление в законопроекте нормы о создании систем управления промышленной безопасностью.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: установление требований к системам управления промышленной безопасностью, а также порядка подтверждения их соответствия указанным требованиям.
Срок подготовки: в течение 3 месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Ростехнадзор, соисполнители - Минтруд России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
6. Приказ Ростехнадзора "Об утверждении формы предоставления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности".
Обоснование необходимости подготовки: установление в законопроекте нормы о предоставлении сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в электронной форме, а также полномочия федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности по утверждению формы предоставления указанных сведений.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: утверждение формы предоставления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в электронном виде.
Сроки подготовки: III квартал 2013 г.
Принятие федерального закона также потребует принятия или внесения изменений в отдельные нормативные правовые акты Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и иные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и иные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законодательных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.