Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 161211-6 "О внесении изменений в статью 25.6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Важнейшей задачей миграционной политики Российской Федерации является "привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции" (Концепция демографической политики Российской Федерации до 2025 года, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351).
Основную массу мигрантов, приезжающих работать в Россию, составляет молодежь из стран постсоветского пространства. Согласно оценкам экспертов, многие из них очень плохо знают русский язык либо не знают его вообще, также они не обладают элементарными знаниями отечественной истории и законодательства.
Как свидетельствует мировой и российский опыт, наличие в обществе значительного количества иностранцев, которые не имеют возможности полноценно адаптироваться к культурным и социальным условиям страны пребывания, что невозможно без знания языка, хотя бы на базовом уровне, основ истории и законодательства Российской Федерации провоцирует известную напряженность в обществе и создает потенциальную угрозу межнациональному согласию.
Многие государства, длительное время принимающие мигрантов, законодательно закрепляют нормы, направленные на культурную и языковую адаптацию. Знание языка государства приема, основ истории и законодательства является условием:
1) комфортного пребывания мигрантов в стране;
2) правовой грамотности мигранта и возможности защиты его прав;
3) полноценной социальной адаптации иностранного гражданина в принявшем его обществе;
4) взаимопонимания мигрантов и местного населения, формирования толерантности в их взаимоотношениях;
5) предотвращения возникновения этнических анклавов и, как следствия, напряженности;
6) социальной стабильности и безопасности принимающего общества.
В этой связи Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 602 "Об обеспечении межнационального согласия" предусмотрено введение обязательного экзамена по русскому языку, истории России, основам законодательства Российской Федерации для трудящихся-мигрантов, за исключением высококвалифицированных специалистов.
Для решения вышеуказанных задач законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в законодательство Российской Федерации (статью 25.6 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
В соответствии с законопроектом подтверждать владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации обязаны иностранные граждане:
1) обратившие для получения обыкновенной рабочей визы (за исключением иностранного гражданина, являющегося высококвалифицированным специалистом, и членов его семьи, а также иностранных граждан, указанных в пунктах 4 и 4.8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации");
2) обратившиеся для получения вида на жительство;
3) прибывающие в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности в порядке, не требующем получения визы, при обращении за выдачей разрешения на работу или патента.
Сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации будет выдаваться образовательными и иными организациями на территории Российской Федерации или за рубежом, включенными в перечень организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации, иностранным гражданам, сдавшим экзамен по русскому языку как иностранному языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации. Срок действия такого сертификата составляет 5 лет с даты его выдачи.
Порядок и критерии включения организаций в перечень организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации, их перечень, формы и порядок проведения экзамена по русскому языку как иностранному языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации, требования к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи указанного экзамена, а также порядок выдачи и форму указанного сертификата предлагается утверждать федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Законопроектом предусматривается возможность подготовки к введению предлагаемых изменений. В частности, предлагается установить, что законопроект вступает в силу с 1 января 2015 года.
Введение в законодательство предлагаемых изменений даст возможность:
- способствовать развитию российского образовательного пространства как на территории России, так и в странах исхода мигрантов;
- содействовать популяризации русского языка на пространстве СНГ;
- оптимизировать процессы на российском рынке труда, освобождая дополнительные рабочие места для граждан Российской Федерации;
- снизить опасность возникновения социальной напряженности в обществе;
- оказать действенное влияние на формирование толерантности в российском обществе;
- создать условия для эффективной защиты прав и законных интересов данной категории трудовых мигрантов, обеспечить их безопасное пребывание на территории страны;
- способствовать эффективной адаптации мигрантов к социокультурным условиям российского общества, препятствуя возникновению анклавов и сегрегации;
- значительно уменьшить вовлечение трудовых мигрантов в коррупционные схемы.
Сдача экзамена по русскому языку как иностранному языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации будет оплачиваться иностранными гражданами самостоятельно. Стоимость такой услуги может составить до 5 тыс. рублей. Таким образом, принятие законопроекта не потребует дополнительного финансирования за счет бюджетных средств.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 25.6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 25.6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 25.6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 25.6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Вместе с тем, принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 25.6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" потребует принятия приказов Минобрнауки Российской Федерации об утверждении:
1) порядка и критериев включения организаций в перечень организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации;
2) перечня указанных организаций;
3) форм и порядка проведения экзамена по русскому языку как иностранному языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации;
4) требований к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи указанного экзамена;
5) порядка выдачи и формы сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.