Заключение Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
по проекту федерального закона N 82630-5 "О внесении изменений в статью 31 Жилищного кодекса Российской Федерации", внесенному Алтайским краевым Законодательным Собранием
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 82630-5 "О внесении изменения в статью 31 Жилищного кодекса Российской Федерации", внесенный Алтайским краевым Законодательным Собранием.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, касающиеся прав и обязанностей граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении.
В частности, предлагается дополнить часть 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации положением, устанавливающим, что за бывшим членом семьи собственника жилого помещения на определенный срок на основании решения суда сохраняется право пользования жилым помещением, если совместно с бывшим членом семьи собственника жилого помещения проживают несовершеннолетние дети или нуждающиеся в помощь нетрудоспособные совершеннолетние дети, в пользу которых собственник жилого помещения исполняет алиментные обязательства.
Исходя из пояснительной записки, предлагаемые изменения направлены на защиту прав несовершеннолетних детей на жилое помещение вследствие прекращения семейных отношений между родителями-супругами.
Прекращение семейных отношений между родителями несовершеннолетнего ребенка, проживающего в жилом помещении, находящемся в собственности одного из родителей, не влечет за собой утрату ребенком права пользования жилым помещением в контексте правил части четвертой статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").
Кроме того, в настоящее время часть четвертая статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривая в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения и прекращение права бывшего члена семьи собственника пользоваться этим жилым помещением, одновременно допускает возможность урегулирования отношений между собственником и бывшими членами его семьи по поводу пользования соответствующим жилым помещением иным образом - путем заключения соглашения между ними.
Более того, в ней прямо указывается, что, если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. Причем предельный срок такого пользования не оговаривается. Суд также вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.
Предусматривая известную свободу усмотрения суда при решении вопросов о продолжительности (сроке) сохранения за бывшим членом семьи собственника права пользования жилым помещением, а также об обязании собственника обеспечить соответствующих лиц иным жилым помещением, Жилищный кодекс Российской Федерации предполагает необходимость проверки того, имеются ли в действительности основания для сохранения права пользования жилым помещением за бывшими членами семьи собственника данного помещения, а их выселение из занимаемого жилого помещения возможно только после судебной проверки юридически значимых обстоятельств дела.
Кроме того, в часть 5 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации вносится изменение, в соответствии с которым прекращение права собственности на жилое помещение не является основанием для прекращения права пользования этим жилым помещением бывшим членом семьи собственника жилого помещения.
Согласно части второй статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
В то же время, если в период действия установленного судом срока права пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника право собственности этого собственника на жилое помещение прекращено по тем или иным основаниям (например, в связи со смертью собственника жилого помещения, в результате совершения собственником гражданско-правовых сделок), право пользования данным жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается одновременно с прекращением права собственности до истечения указанного срока и он обязан освободить жилое помещение.
Таким образом, реализация исполнения решения суда в части сохранения права пользования жилым помещение за бывшим членом семьи собственника предложенной редакцией проекта федерального не достигается.
Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений подчеркивал, что гарантии прав членов семьи бывшего собственника жилого помещения должны рассматриваться в общей системе действующего правового регулирования как получающие защиту наряду с конституционным правом собственности; признание приоритета прав собственника жилого помещения либо проживающих в этом помещении нанимателей, как и обеспечение взаимного учета их интересов, зависит от установления и исследования фактических обстоятельств конкретного спора (определения от 21 декабря 2000 года N 274-О по жалобе гражданки Н.П. Ореховой, от 5 июля 2001 года N 205-О по запросу Октябрьского районного суда города Иркутска и др.).
Предлагаемые изменения существующего механизма взаимоотношений собственника жилого помещения и бывших членов его семьи в сторону одностороннего усиления прав бывших членов семьи собственника жилого помещения, необоснованно ограничит права собственников жилых помещений.
Более того, в настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вводит конструкцию пользовладения для членов семьи собственника жилого помещения (ст. 298.3), в соответствии с которой члены семьи собственника, определяемые в соответствии с жилищным законодательством, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на праве социального пользовладения (статья 302.7).
Социальное пользовладение устанавливается исключительно в пользу лиц, проживающих совместно с собственником жилого помещения и имеющих в соответствии с семейным законодательством право требовать от этого собственника уплаты алиментов. Кроме того, социальное пользовладение может быть установлено в судебном порядке по требованию иных лиц, проживающих совместно с собственником и находящихся на его иждивении, что полностью соответствует части четвертой статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации не поддерживает данный законопроект.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает проект федерального закона N 82630-5 "О внесении изменения в статью 31 Жилищного кодекса Российской Федерации", внесенный Алтайским краевым Законодательным Собранием, и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.