Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию
на проект федерального закона N 129241-6 О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статьи 14 и 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
(в части приведения норм, регулирующих использование русского жестового языка, в соответствие с требованиями Конвенции ООН о правах инвалидов)
внесен Правительством РФ
Досье на проект федерального закона
Комитет по образованию рассмотрел указанный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внесение изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с целью приведения норм действующего законодательства в соответствие с положениями Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией в мае текущего года.
Комитет по образованию поддерживает концепцию проекта федерального закона. Законопроект направлен на учет разнообразия потребностей всех обучающихся, на обеспечение получения лицами с ограниченными возможностями здоровья необходимого для их успешной социализации образования.
Проектом федерального закона предлагается дополнить статью 15 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливающую общие требования к организации образовательного процесса, нормой о предоставлении обучающимся с ограниченными возможностями здоровья специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также услуг сурдопереводчиков бесплатно. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации (за исключением лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся за счет средств федерального бюджета). Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся за счет средств федерального бюджета, обеспечение этой меры является расходным обязательством Российской Федерации.
Комитет отмечает, что положения указанной нормы в полной мере учтены в проекте федерального закона 121965-6 "Об образовании в Российской Федерации", находящемся в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе.
Вместе с тем, отсутствие в материалах к законопроекту информации о существующем на сегодняшний день порядке обеспечения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальными учебниками и учебными пособиями, иной учебной литературой, а также услугами сурдопереводчиков, позволяет предположить, что финансовое обеспечение указанной нормы потребует выделения дополнительного финансирования в рамках соответствующих бюджетов Российской Федерации.
Комитет считает, что положения статьи 2 законопроекта, предусматривающей внесение изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", могут быть расширены в части обеспечения права на доступ к информации не только инвалидов по слуху, но и инвалидов по зрению. С учетом перехода телевидения и видеоиндустрии на цифровые технологии введение тифлокомментирования наряду с субтитрированием не будет представлять значительных технических сложностей. Особенно это важно для телепрограмм и видеофильмов в сфере образования и культуры. Предлагается, при подготовке законопроекта ко второму чтению, дополнить второе предложение абзаца четвертого статьи 2 законопроекта после слова "сурдоперевода" словами "и тифлокомментирования".
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по образованию поддерживает принятие законопроекта N 129241-6 "О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статьи 14 и 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в первом чтении, при условии учета замечаний.
Председатель Комитета |
А.Н. Дегтярев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.