Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 129241-6 "О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статьи 14 и 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 129241-6 "О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статьи 14 и 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет отмечает следующее.
Законопроект направлен на приведение норм действующего законодательства, регулирующих правоотношения в сфере использования русского жестового языка инвалидами по слуху и слепоглухими, в соответствие с положениями Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией в мае 2012 года.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" язык жестов признается как средство межличностного общения.
Законопроектом предусматривается повышения статуса русского жестового языка со "средства межличностного общения" на "язык общения при наличии нарушений слуха и (или) речи, в том числе в сферах устного использования государственного языка Российской Федерации". Необходимость повышения статуса русского жестового языка вызвана тем, что существующее определение его как "средства межличностного общения" по действующему законодательству не позволяет в должной мере оказывать государственную поддержку развитию жестового языка, и ограничивает его применение.
Эта мера обусловлена необходимостью расширения сферы применения русского жестового языка и повышении его роли в обеспечении коммуникации инвалидов по слуху в различных сферах жизнедеятельности инвалидов (оказание помощи в чрезвычайных ситуациях, доступа к информации, получение образования, трудовой деятельности и индивидуальной мобильности инвалидов по слуху).
В соответствии со статьей 2 Конвенции о правах инвалидов определение "язык" включает речевые и жестовые языки и другие формы неречевых языков, как равноправные.
Законопроектом впервые вводится термин "тифлосурдоперевод" - перевод для слепоглухих граждан, также упоминаются соответствующие специалисты - тифлосурдопереводчики.
Законопроектом предлагается установить требование для переводчиков русского жестового языка (сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков) о наличии соответствующего образования и квалификации.
Также предусматривается создание государственными органами условий для получения в подведомственных учреждениях инвалидами по слуху услуг по переводу с использованием русского жестового языка.
Предусматривается обеспечение подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей и переводчиков русского жестового языка, развития русского жестового языка.
Кроме того, законопроектом в статью 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" вносятся изменения, гарантирующие бесплатное предоставление при получении инвалидами образования специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы и услуг сурдопереводчиков.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту реализация законопроекта будет осуществляться в пределах расходов федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий финансовый год. В рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы предусмотрено финансирование из федерального бюджета мероприятий по профессиональной подготовке специалистов по сурдопереводу и тифлосурдопереводу, в том числе обучение на базовом уровне специалистов, оказывающих государственные услуги населению, русскому жестовому языку.
На законопроект поступил 51 отзыв законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из которых законопроект поддержали 22 законодательных и 29 исполнительных органов.
Комитет Государственной Думы по образованию поддерживает принятие законопроекта в первом чтении, при условии учета замечаний, изложенных в заключении указанного комитета.
Комитет Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике поддерживает концепцию законопроекта.
У Правового управления Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний по законопроекту не имеется.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию указанного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Первый заместитель |
Г.Н. Карелова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.