Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 166761-6 "О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
Досье на проект федерального закона
1. Общие характеристики проекта федерального закона.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 28 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2011 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 2411-р.
Законопроект соответствует пункту 36 "Развитие транспортной системы и повышение конкурентоспособности транспорта" перечня проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р.
2. Описание проблемы, на решение которой направлен проект федерального закона. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации.
Внесение предлагаемых изменений в статью 9 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" вызвано необходимостью урегулирования отношений, возникающих при следовании судов, осуществляющих деятельность в целях торгового мореплавания, с одной части территории Российской Федерации на другую часть ее территории с необходимостью пересечения государственной границы Российской Федерации.
Пересечение указанными судами государственной границы Российской Федерации обусловлено географическими и климатическими особенностями отдельных регионов Российской Федерации.
Так, суда, совершающие рейсы из портов Приморского края в морские порты Сахалинской, Магаданской областей, Камчатского края, Чукотского автономного округа, а также доставку грузов в порты по трассе Северного морского пути, вынуждены неоднократно пересекать государственную границу Российской Федерации, не заходя при этом в иностранные порты или во внутренние морские воды и территориальное море иностранных государств.
С начала 2009 года сложилась правоприменительная практика по привлечению капитанов судов, совершающих такого рода рейсы, к административной ответственности за непрохождение указанными судами пограничного контроля, которая выявила правовую коллизию в законодательстве Российской Федерации.
Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию" установлено, что не рассматривается как выезд из Российской Федерации и как въезд в Российскую Федерацию пересечение государственной границы Российской Федерации гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства в течение срок действия имеющейся у него визы при следовании с одной части территории Российской Федерации на другую часть ее территории через территорию иностранного государства в режиме транзитного проезда либо при следовании на российских судах через исключительную экономическую зону Российской Федерации или через открытое море без захода в иностранные порты.
Вместе с тем статья 9 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" устанавливает, что российские и иностранные суда пересекают государственную границу Российской Федерации на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с указанным Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами. При следовании от государственной границы Российской Федерации до пункта пропуска и обратно суда обязаны выполнять требования и запреты, установленные частями шестой и седьмой статьи 9 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации".
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" пропуск через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых пунктах пропуска. Основанием для пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных. Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации включает осуществление пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, иных видов контроля.
Во избежание двоякого толкования норм указанных законов статьей 1 законопроекта предлагается внести в статью 9 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" изменение, предусматривающее разрешение неоднократно пересекать государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля российским судам, осуществляющим плавание между портами или морскими терминалами Российской Федерации, выходящим из портов Российской Федерации для захода во внутренние морские воды или территориальное море Российской Федерации в целях торгового мореплавания, за исключением деятельности, связанной с использованием судов для рыболовства, и возвращающимся в морские порты Российской Федерации, при условии уведомления пограничных органов и наличия на судах технических средств контроля местоположения судна. Порядок уведомления пограничных органов о пересечении судами государственной границы Российской Федерации предлагается установить актом Правительства Российской Федерации.
Уточнение в части содержания таможенного контроля в законопроекте сделано в целях соблюдения требований пункта 4 статьи 163 и пункта 1 статьи 165 Таможенного кодекса таможенного союза.
Статья 1 законопроекта предполагает распространение нормы о разрешение неоднократно пересекать государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля и на иностранные суда при условии наличия на судах технических средств контроля местоположения судна. Однако для обеспечения соблюдения интересов Российской Федерации при осуществлении иностранными судами деятельности во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации предлагается актом Правительства Российской Федерации установить порядок пересечения государственной границы Российской Федерации иностранными судами.
Требования к оснащению судов техническими средствами контроля местоположения судна также предлагается установить актом Правительства Российской Федерации.
В целях выполнения требований законодательства Российской Федерации о государственной границе Российской Федерации и таможенного законодательства таможенного союза и Российской Федерации в отношении судов, прибывших из-за рубежа, в статью 1 законопроекта включена норма, обуславливающая, что суда, прибывшие на территорию Российской Федерации и в отношении которых не осуществлены пограничный, таможенный и иные виды контроля, не могут воспользоваться правом на многократное пересечение государственной границы Российской Федерации.
Статья 1 законопроекта содержит норму о запрете судам, многократно пересекающим государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля, заходить во внутренние морские воды и территориальное море иностранных государств, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации. Необходимость определения таких случаев также обусловлена географическими особенностями отдельных регионов Российской Федерации. Например, в Финском заливе Балтийского моря территориальное море Российской Федерации граничит с территориальными водами нескольких иностранных государств. При следовании из морского порта Большой порт Санкт-Петербург в морской порт Усть-Луга, а также при осуществлении ледокольной и лоцманской проводок, а также других видов деятельности в области торгового мореплавания в Финском заливе Балтийского моря, суда будут вынуждены пересекать территориальное море иностранного государства. Подобные случаи предлагается определить актом Правительства Российской Федерации.
В целях предупреждения возможности возникновения правовой коллизии между статьей 9 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" и статьей 6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" статьей 2 законопроекта предлагается внести соответствующие изменения в часть пятую статьи 6 указанного Федерального закона.
3. Оценка эффективности предлагаемых решений.
Принятие законопроекта не предполагает увеличения численности, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменение порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
Предлагаемые изменения вносятся в целях разрешения судам, осуществляющим плавание между портами или морскими терминалами Российской Федерации, выходящим из портов Российской Федерации для захода во внутренние морские воды или территориальное море Российской Федерации в целях торгового мореплавания, за исключением деятельности, связанной с использованием судов для рыболовства, и возвращающимся в морские порты Российской Федерации, неоднократно пересекать государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля.
Норма о разрешении неоднократно пересекать государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля, но на основании разрешения пограничных органов, предусмотрена в статье 9 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" для российских судов, осуществляющих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации без перегрузки уловов водных биологических ресурсов на иностранные суда, а также на российские суда, в отношении которых осуществлен пограничный контроль, в случае ведения промысловой деятельности, целью которой является доставка уловов водных биологических ресурсов для реализации или производства из этих водных биологических ресурсов рыбной и иной продукции на территории Российской Федерации.
4. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Принятие законопроекта не предполагает изменений и дополнений полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
Принятие и последующая реализация положений федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с вступлением в силу федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
Вступление в силу федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" не потребует внесения изменений в иные федеральные законы.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию и связи с вступлением в силу федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
Вступление в силу федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - законопроект) не потребует признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
При этом потребуется принятие следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации:
1) о случаях, в которых судам разрешено многократное пересечение государственной границы Российской Федерации при следовании через территориальное море иностранных государств.
Исполнитель - Минтранс России. Срок исполнения - I квартал 2013 года;
2) об утверждении порядка получения разрешений на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации иностранными судами.
Исполнитель - Минтранс России. Срок исполнения - I квартал 2013 года;
3) об утверждении порядка уведомления пограничных органов о пересечении государственной границы Российской Федерации.
Исполнитель - Минтранс России. Срок исполнения - I квартал 2013 года;
4) об утверждении требований к оснащению судов техническими средствами контроля местоположения судна.
Исполнитель - Минтранс России. Срок исполнения - I квартал 2013 года.
Кроме того, после вступления законопроекта в силу потребуется внесение изменений в приказ ФСБ России от 7 июня 2010 г. N 305 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту дату названного приказа следует читать как "17 июня 2010 г."
Законопроектом предполагается разрешить российским судам, осуществляющим плавание между портами или морскими терминалами Российской Федерации, выходящим из портов Российской Федерации для захода во внутренние морские воды или территориальное море Российской Федерации в целях торгового мореплавания, за исключением деятельности, связанной с использованием судов для рыболовства, и возвращающимся в морские порты Российской Федерации, неоднократно пересекать государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля при условии уведомления пограничных органов и при наличии на судах технических средств контроля местоположения судна, а иностранным судам - в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В этой связи необходимо исключить пункт 33.7 приказа ФСБ России от 7 июня 2010 г. N 305, согласно которому исполнение государственной функции по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в отношении судов, осуществляющих перевозку и буксировку в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж), осуществляется в случае пересечения ими государственной границы.
Исполнитель по внесению изменений в приказ ФСБ России от 7 июня 2010 г. N 305 - ФСБ России. Срок исполнения - I квартал 2013 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.