Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 138988-6 "О правах граждан при передаче приватизированных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность и о внесении изменения в статью 76 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О правах граждан при передаче приватизированных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность и о внесении изменения в статью 76 Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования правового регулирования предоставления прав гражданам, изъявившим волю передать приватизированные жилые помещения в государственную или муниципальную собственность с возвратом правового положения нанимателя.
В настоящее время право передачи в государственную или муниципальную собственность приватизированных жилых помещений закреплено в статье 9.1. Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и статье 20 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Из анализа указанных норм следует, что возможность передачи приватизированного жилого помещения в государственную или муниципальную собственность с последующим заключением договора социального найма связана с соблюдением двух условий:
1. для гражданина передаваемое жилое помещение должно быть единственным местом постоянного проживания;
2. передаваемое жилое помещение должно быть свободным от обязательств.
В правоприменительной практике реализация приведенных норм представляет собой определенные сложности в связи с их неоднозначностью и отсутствием правового механизма передачи приватизированного жилого помещения в государственную или муниципальную собственность с обязательным заключением договора социального найма. В результате в регионах органами государственной власти и органами местного самоуправления устанавливается либо не устанавливается вовсе процедура такой передачи. Зачастую такая процедура имеет определенные ограничения, не позволяющие гражданам реализовать свое право, что приводит к необходимости обращаться в суды и неблагоприятно сказывается на доверии граждан к закону и действиям государства.
Более того, согласно статье 20 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" срок передачи гражданами приватизированных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность ограничивается сроком приватизации (до 1 марта 2013 года), что не является оправданным с точки зрения сбалансированности публичных и частноправовых интересов. С одной стороны, для граждан данный процесс способствует снижению финансовой нагрузки, выраженной в возложении на собственников бремени по содержанию имущества, в том числе и общего долевого, налогового бремени, необходимости страхования своего имущества, а также устраняет риски, связанные с утратой своей собственности, с другой стороны, для государства - это возможность пополнения жилищного фонда социального использования.
Таким образом, актуальность и своевременность установления правового механизма передачи гражданами приватизированных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, обусловлена и наличием ряда вопросов, порожденных в связи с отсутствием такого механизма и неоднозначной практикой применения существующих норм органами государственной власти и органами местного самоуправления, и существующим ограничением срока реализации права гражданами на передачу ими приватизированных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность.
Законопроектом предлагается установить порядок передачи приватизированных жилых помещений по обращениям граждан в государственную или муниципальную собственность.
Сфера действия законопроекта ограничена. Она касается только тех жилых помещений, по которым после приватизации не проводилось никаких сделок. К предмету регулирования законопроекта не относится передача жилых помещений, приобретенных гражданами в собственность на основании договора купли-продажи, договора мены, договора дарения, договора ренты, внесения в полном размере паевого взноса за жилое помещение, переданное жилищным кооперативом в пользование члену жилищного кооператива, а также принявших жилые помещения в наследство, за исключением случая, когда один из участников общей собственности принял в наследство долю приватизированного жилого помещения (часть 2 статьи 1).
Участниками процесса передачи являются собственники приватизированных жилых помещений, включая собственников, приватизировавших жилое помещение в общую собственность и принявших долю данного помещения в наследство. При этом такие собственники должны постоянно проживать в передаваемом жилом помещении и не обладать другим жилым помещением на праве собственности или ином праве пользования. Законопроект предусматривает передачу приватизированного жилого помещения и в том случае, если один из участников общей собственности не проживает в данном помещении, однако выразил согласие на реализацию данного права собственниками, проживающими в приватизированном жилом помещении. Такой собственник является стороной договора передачи приватизированного жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, однако в договор социального найма он не включается. Также обязательным участником процесса передачи в законопроекте обозначены Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Члены семьи собственника, постоянно проживающие в передаваемом жилом помещении и не имеющие других жилых помещений на праве собственности, бывшие члены семьи собственника, указанные в статье 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" включаются в договор социального найма, независимо от даты их вселения в данное жилое помещение (на дату приватизации или после приватизации жилого помещения).
Для граждан, не являющихся членами семьи собственников приватизированных жилых помещений, пользующихся этими жилыми помещениями на основании договора найма жилого помещения, договора безвозмездного пользования, в силу завещательного отказа, а также для бывших членов семьи собственников приватизированных жилых помещений, пользующихся этими жилыми помещениями на основании соглашения с данными собственниками или решения суда, предусматривается заключение договора поднайма. Данное положение согласуется со статьями 675, 700, 1137 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также с положениями проекта федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации", находящимся на рассмотрении Государственной Думы, в соответствии с которыми за указанными категориями граждан сохраняется право пользования жилым помещением при смене собственника.
Законопроектом устанавливаются условия передачи гражданами приватизированных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность (статья 4). В случае если в помещении проведена несанкционированная перепланировка и (или) переустройство, собственник должен привести его в прежнее состояние или оформить соответствующие документы до его передачи в государственную или муниципальную собственность, если такое жилое помещение не может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии на основании решения суда, что согласуется с частью 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно законопроекту основанием для рассмотрения вопроса о передаче приватизированного жилого помещения в государственную или муниципальную собственность является письменное заявление граждан, направляемое в уполномоченный орган. При этом граждане, приобретшие жилое помещение в государственном жилищном фонде, обращаются с соответствующим заявлением в уполномоченный орган государственной власти, в целях передачи данного помещения в государственную собственность, а граждане приобретшие жилое помещение в муниципальном жилищном фонде, - в уполномоченный орган местного самоуправления. Законопроектом также предусматривается право граждан на передачу жилого помещения, ранее приватизированного в государственном жилищном фонде, в муниципальную собственность, в случае если после приватизации указанный фонд перешел в муниципальную собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. К заявлению также прилагаются документы, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 5).
В целях установления единообразия применения регионами законопроекта предлагается Правительству РФ разработать форму заявления и договора о передаче жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, а также определить порядок рассмотрения представляемых гражданами заявлений и документов, принятия решения и заключения договора передачи.
Договор передачи заключается со всеми собственниками приватизированного жилого помещения без взимания с них какой-либо платы. Законопроектом предусматривается необходимость получения предварительного разрешения органов опеки и попечительства на передачу приватизированных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, в случае если собственниками данных помещений являются несовершеннолетние, недееспособные или ограниченные судом в дееспособности лица.
Согласно законопроекту уполномоченный орган рассматривает заявление граждан о передаче приватизированного жилого помещения в государственную или муниципальную собственность в месячный срок с момента его поступления.
Уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в заключении договора передачи приватизированных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность по основаниям, перечень которых является закрытым.
Договор социального найма заключается с гражданами в течение месяца со дня государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на переданное жилое помещение.
Для рассмотрения возможных разногласий (в том числе об отказе в заключении договора передачи приватизированных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность) законопроектом предусмотрено создание специальных комиссий (статья 8).
В соответствии со статьями 675, 700, 1137 Гражданского кодекса Российской Федерации при смене собственника за гражданами, заключившими с бывшим собственником договор найма, договор безвозмездного пользования, в силу завещательного отказа, сохраняется право пользования данным жилым помещением. В целях согласования данных норм с положениями законопроекта предлагается внесение изменения в статью 76 Жилищного кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных оснований для заключения договора поднайма.
Учитывая вышеизложенное, принятием законопроекта будет создана правовая основа для передачи гражданами приватизированных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, а также решения вопросов о передаче данного имущества при соблюдении интересов граждан и публично-правовых образований.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О правах граждан при передаче приватизированных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность и о внесении изменения в статью 76 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О правах граждан при передаче приватизированных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность и о внесении изменения в статью 76 Жилищного кодекса Российской Федерации" не повлечет дополнительные расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О правах граждан при передаче приватизированных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность и о внесении изменения в статью 76 Жилищного кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О правах граждан при передаче приватизированных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность и о внесении изменения в статью 76 Жилищного кодекса Российской Федерации" признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие актов федерального законодательства не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.