Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 169920-6 "О внесении изменения в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что "при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса".
В настоящее время в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации давность проведения лесоустроительных работ на землях лесного фонда составляет от 10 до 12 лет. Федеральные полномочия по проведению на землях лесного фонда лесоустройства преданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 31 декабря 2010 года. До момента передачи вышеуказанных полномочий органы государственной власти обеспечивали организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков при предоставлении лесных участков в аренду на основании данных предыдущих лесоустройств, отраженных в лесохозяйственных регламентах лесничеств. При этом на территории большинства субъектов Российской Федерации сложилась практика проведения лесоустроительных работ (таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов) арендаторами при разработке ими в соответствии со статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации проектов освоения лесов. Право арендаторов на проведение при разработке проектов освоения лесов таксации лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов предусмотрено ранее пунктом 29 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Минсельхоза России от 08.02.2010 N 32, в настоящее время пунктом 31 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69. После положительного заключения проведенной в установленном порядке государственной экспертизы проектов освоения лесов, которыми определяются иные по сравнению с договором аренды лесного участка количественные и качественные характеристики лесных ресурсов, формы рубок, объемы проектируемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, договоры аренды лесного участка приводятся в соответствие с новыми характеристиками использования путем заключения дополнительных соглашений к договорам аренды лесных участков. При этом договор аренды лесного участка изначально, начиная с проекта договора аренды лесного участка, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, до момента заключения его с победителем аукциона содержит условия о необходимости внесения соответствующих изменений после разработки и государственной экспертизы проектов освоения лесов в связи с изменением объемных и иных показателей использования лесов.
Таким образом, внесение изменений в договор аренды лесного участка, с целью приведения его в соответствие с проектом освоения лесов, на основании соответствующих положений заключенного договора аренды лесного участка является не только правом, но и обязанностью сторон договора аренды лесного участка. В противном случае, использование лесов будет осуществляться арендатором на условиях договора, которые противоречат проекту освоения лесов и условиям самого договора аренды лесного участка, предусматривающим внесение в такой договор соответствующих изменений.
Реализация нормы, установленной частью 2 статьи 74 Лесного кодекса, заключается в том, что договор аренды лесного участка, заключаемый организатором торгов по результатам проведенного аукциона с победителем такого аукциона, должен соответствовать проекту договора аренды лесного участка, размещенного на официальном сайте в сети "Интернет" в составе документации об аукционе. Часть 2 статьи 74 Лесного кодекса не регулирует отношения по исполнению заключенного по результатам аукциона между организатором торгов и победителем торгов договора аренды лесного участка, соответственно, не подлежит применению при реализации сторонами договора аренды права на изменение его условий в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации и договором аренды лесного участка.
Правомерность заключения дополнительных соглашений к договорам аренды лесных участков по основаниям, предусмотренным такими договорами, как не изменяющих условия аукциона, не нарушающих прав и законных интересов граждан и организаций, а также интересов государства, подтверждена Комитетом по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (письмо от 21.06.2012 N 3.12-23/315), Федеральной антимонопольной службой (письмо от 27.09.2012 N ИК/31464), Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (письмо от 05.10.2012 N 04-16-29/16201), Федеральным агентством лесного хозяйства (письма от 31.08.2012 N АП-03-27/10137, от 03.09.2012 N ВМ-03-27/10246).
Однако судебная практика по вопросу заключения вышеуказанных дополнительных соглашений к договорам аренды лесного участка в целях его приведения в соответствие с проектами освоения лесов, отражающих результаты проведенных лесоустроительных работ, в настоящее время складывается неоднозначная. Так, позиция о правомерности заключения дополнительных соглашений к договорам аренды лесного участка отражена в постановлениях Первого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2012 года по делу N А43-22378/2011, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2011 года по делу N А49-8363/2010, Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 июля 2012 года по делу N А13-4717/2011, Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09 апреля 2012 года по делу N А49-2623/2011, Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 сентября 2010 года по делу N А60-57590/2009-С2, Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 марта 2012 года по делу N А51-12222/20011, от 03 февраля 2012 года по делу N А51-7100/2011 и других.
Иная позиция содержится в постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 23 сентября 2011 года по делу N А79-7220/2010, от 28 июня 2011 года по делу N А79-7221/2010 и других.
На основании вышеизложенного в связи с обнаружившимися затруднениями, неясностью и противоречиями в понимании положений части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, потребностью обеспечить единообразие в их толковании и применении необходимо принятие настоящего Федерального закона "О внесении изменения в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации" в порядке согласно Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 года по делу N 17-П.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых расходов за счет средств субвенций из федерального бюджета или бюджетов субъекта Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации" потребует внесения изменений в Форму примерного договора аренды лесного участка, утвержденную приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 N 319.
Утвержденная форма примерного договора аренды лесного участка содержит положения о том, что "размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации" (пункт 7). а также о том, что "внесение изменений в Договор, заключенный по результатам аукциона, на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации".
После принятия Федерального закона "О внесении изменения в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации" в Форме примерного договора аренды лесного участка вышеуказанные положения необходимо будет привести в соответствие с нормами Лесного кодекса Российской Федерации, предусмотрев положения о внесении соответствующих изменений, в том числе в отношении размера арендной платы, в заключенный по результатам аукциона договор аренды лесного участка после положительного заключения государственной экспертизы проектов освоения лесов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.