Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 168987-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
По оценкам специалистов в настоящее время на территории Российской Федерации находится примерно 140 тысяч памятников истории и культуры, 25 тысяч из которых - памятники истории и культуры федерального значения, 13 памятников входит в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Однако состояние и сохранность многих памятников вызывает серьезную озабоченность.
Сегодня каждый третий памятник находится в неудовлетворительном состоянии, а каждый двенадцатый - в аварийном. По некоторым оценкам, в год Россия теряет безвозвратно до 200 памятников истории и культуры. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, выступая на заседании Госсовета в Великом Новгороде, уточнил, что за последние 10 лет в России утрачено 2,5 тыс. памятников истории и культуры, а больше половины нуждаются в срочной реставрации.
Установлены многочисленные факты разрушения и повреждения памятников истории и культуры, расположенных на земельных участках, обладающих высокой инвестиционной привлекательностью. Все чаще памятники истории и культуры становятся объектами рейдерских захватов.
Во многом это обусловливается тем, что действующее законодательство не содержит необходимых правовых механизмов, позволяющих пресечь незаконные действия в отношении охраняемых объектов культурного наследия, в том числе их разрушение и уничтожение. Установленные в административном и уголовном законодательстве санкции ничтожно малы по сравнению с тем ущербом, который наносится в результате уничтожения объекта культурного наследия, и той прибылью, которую получают недобросовестные предприниматели в результате хищнического использования и несоблюдения мер охраны объектов культурного наследия. Отсутствует ответственность должностных лиц за нарушение порядка ведения единого государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Не предусматривается ответственность юридических лиц за повреждение или уничтожение (снос) объекта культурного значения.
В целях повышения эффективности использования объектов культурного наследия в соответствии с проводимыми федеративной и административной реформой значительное число, полномочий в области управления и охраны памятников истории и культуры переданы с федерального на региональный уровень. Однако вместе с полномочиями субъекты Российской Федерации не получили адекватного инструментария, позволяющего обеспечить соблюдение установленных требований в области охраны памятников истории и культуры принудительными мерами. Весьма ограничены возможности субъектов Российской Федерации по установлению административных штрафов за правонарушения, посягающие на объекты культурного наследия регионального и местного значения.
Указанные обстоятельства существенно затрудняют эффективную реализацию государственной политики в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Настоящий законопроект направлен на устранение выявленных пробелов в законодательном регулировании механизма противодействия нарушениям в области охраны объектов культурного наследия. В этих целях предлагается внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменения, связанные с существенным увеличением штрафных санкций за правонарушения в области сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия. Максимальные размеры таких санкций предлагается установить в отношении граждан - пятьсот тысяч рублей, должностных и юридических лиц пятнадцать и шестьдесят миллионов рублей, соответственно. Также предусматривается административная ответственность должностных лиц за нарушение установленного порядка включения объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации либо фальсификацию сведений указанного реестра.
В качестве самостоятельной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вводится ответственность юридических лиц за уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность. Совершение указанного деяния в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двух миллионов до шестидесяти миллионов рублей.
Кроме того, законопроектом существенно расширяются полномочия субъектов Российской Федерации по установлению штрафных санкций за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и местного (муниципального) значения. Закрепляется правомочие регионов устанавливать административный штраф в тех же размерах, которые предусмотрены в отношении объектов культурного наследия федерального значения.
Полагаем, что указанные меры будут способствовать эффективной реализации государственной политики в области использования и охраны памятников истории и культуры.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления охраны объектов культурного наследия) не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.