Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 37117-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (о продлении сроков и определении основных направлений деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства) - внесен депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, Е.Л. Николаевой, А.Г. Сидякиным, П.Р. Качкаевым, М.Х. Юсуповым, Р.Ф. Абубакировым, членом Совета Федерации А.Ю. Молчановым
(шестой созыв)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 37117-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (о продлении сроков и определении основных направлений деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства), внесенный депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, Е.Л. Николаевой, А.Г. Сидякиным, П.Р. Качкаевым, М.Х. Юсуповым, Р.Ф. Абубакировым, членом Совета Федерации А.Ю. Молчановым (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроект подготовлен во исполнение поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева о продлении сроков деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) до 1 января 2016 года.
Комитет в целом поддерживает решение о продлении сроков деятельности Фонда.
За период деятельности Фонд показал свою эффективность, в связи с чем представляется целесообразным продолжить его работу, направленную на решение проблем, имеющихся в жилищно-коммунальном комплексе.
Вместе с тем к законопроекту имеется ряд замечаний и предложений.
В соответствии с законопроектом в качестве ключевого направления деятельности Фонда на период до 2016 года определена полная ликвидация аварийного жилищного фонда, признанного таковым в срок до 1 января 2012 года.
Предусматривается, что начиная с 2013 года, Фонд будет осуществлять только финансирование региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Важность решения данного вопроса не вызывает сомнений. При этом полное прекращение Фондом финансовой поддержки региональных адресных программ по капитальному ремонту многоквартирных домов, по мнению Комитета, преждевременно.
Считаем необходимым, рассмотреть вопрос о софинансировании Фондом капитального ремонта многоквартирных домов в рамках региональных систем финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, которые предусматриваются в соответствии с проектом федерального закона N 59728-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Такая мера необходима в качестве переходной на период становления указанных региональных систем капитального ремонта.
В соответствии с законопроектом с 1 января 2013 года меняется система условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
В частности, с 2013 года требования о соблюдении условия по обеспечению определенного процента товариществ собственников жилья в многоквартирных домах будут распространяться только на муниципальные образования, получившие финансовую поддержку за счет средств Фонда до 31 декабря 2012 года.
Тоже самое касается еще нескольких условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, предъявляемых в настоящее время к субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям.
Полностью исключаются из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда требования о проведении органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков, о запрете перекрестного субсидирования, о запрете предоставления субсидий организациям коммунального комплекса на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с содержанием объектов, используемых в сфере тепло- и водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, о наличии региональных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
При этом исключение требования о проведении государственного кадастрового учета земельных участков представляется спорным.
Согласно законопроекту с 1 января 2013 года предоставление Фондом финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда планируется осуществлять при условии принятия субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих создание систем финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, осуществления субъектами Российской Федерации мер по оснащению многоквартирных домов коллективными приборами учета энергетических ресурсов, принятия субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями комплекса мер по привлечению инвестиций в коммунальную инфраструктуру, принятия субъектами Российской Федерации мер по сокращению задолженности за потребленные энергоресурсы, наличия утвержденных долгосрочных тарифов на товары и услуги организаций, оказывающих услуги в сфере теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения.
Что касается мер по сокращению задолженности за поставленные энергоресурсы, то следует отметить, что такое сокращение предусматривается в отношении управляющих организаций и организаций коммунального комплекса, в связи с чем не ясно, каким образом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления будут реализовать указанные меры.
Таким образом, представляется целесообразным дополнительно проработать нормы законопроекта, касающиеся условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда с 1 января 2013 года.
При этом следует учитывать, что основной задачей деятельности Фонда поставлена ликвидация аварийного жилищного фонда по всей стране. В связи с этим, по мнению Комитета, условия софинансирования не должны быть слишком жесткими, поскольку это будет являться препятствием для получения отдельными регионами средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Законопроектом статья 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - закон о Фонде) дополняется частью 6.1 следующего содержания:
"61. Использование указанных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда допускается при условии, если открытый аукцион на право заключить договор о развитии соответствующей застроенной территории, проведенный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации признан несостоявшимся в связи с тем, что не была подана ни одна заявка на участие в аукционе или ни один из участников не заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по начальной цене.".
Из указанной формулировки и контекста статьи 16 закона о Фонде не ясно, о каких средствах идет речь. Также не понятно, рассматривается ли заключение договоров о развитии застроенной территории как основная форма решения вопроса переселения граждан из аварийного жилищного фонда. При этом необходимо отметить, что такой подход представляется не оправданным, поскольку данный механизм предусмотрен в других целях и на других условиях, не предполагающих приобретение органом местного самоуправления, в том числе за счет средств Фонда, жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда и приведет к противоречиям с частью 6 статьи 16 закона о Фонде.
Следует отметить, что уровень софинансирования программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации предполагается повысить до 50 процентов от общей суммы расходов, в то время как ранее доля софинансирования программ по переселению субъектами Российской Федерации в среднем составляла 32 процента.
При этом планируется, что предоставление регионам средств Фонда будет осуществляться пропорционально объему аварийного жилого фонда, а не общей площади жилья в субъекте Российской Федерации. Такой подход должен повысить эффективность расходования средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилья.
Законопроектом закреплена обязанность Правительства Российской Федерации предусмотреть в проекте федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов дополнительный имущественный взнос Российской Федерации в Фонд для осуществления его деятельности после 1 января 2013 года.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту для полного решения проблемы переселения граждан из аварийного жилья, признанного таковым в срок до 1 января 2012 года, из федерального бюджета потребуется выделить средства в размере 217 млрд. рублей.
Учитывая значительные объемы средств федерального бюджета необходимых для решения задачи переселения граждан из аварийного жилья, важно обеспечить их рациональное использование.
При этом следует обратить внимание, что согласно законопроекту установлены требования к многоквартирным домам, в которые планируется переселять граждан из аварийного жилья. Такие дома должны соответствовать классу энергетической эффективности, определяемому в соответствии с требованиями энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений, и при их строительстве должно быть применено энергоэффективное оборудование, вырабатывающее энергию за счет возобновляемых природных ресурсов.
Расходы Фонда, связанные с повышением норм энергоэффективности домов, оцениваются авторами законопроекта в сумме 48,5 млрд. рублей, что составляет немногим менее четверти от общей суммы расходов на переселение граждан из аварийного жилья.
С учетом того, что установление таких требований по энергоэффективности домов приведет к сокращению числа граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда, по мнению Комитета, этот вопрос требует дополнительного обсуждения.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 37117-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (о продлении сроков и определении основных направлений деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства) с учетом необходимости его доработки в соответствии с указанными замечаниями и предложениями.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.