Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Жилищного кодекса Российской Федерации" направлен на создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам жилой инфраструктуры.
Статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в том числе к жилым помещениям.
Одной из актуальных задач является приспособление жилого фонда, так как большинство жилых домов сложившейся застройки были построены по проектам, не отвечающим требованиям доступности для инвалидов. Важным направлением является проведение работ по приспособлению квартир инвалидов-колясочников и входных групп подъездов, в которых они проживают, а также прилегающих территорий.
Однако в настоящее время участились случаи возражений жителей против установки пандусов, подъемных платформ, а также требования о демонтаже уже установленных устройств.
В соответствии со статьей 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном участке.
Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Принятие решения о капитальном и текущем ремонте общего имущества, а также о пользовании общим имуществом, проводится на общем собрании собственников помещений.
Таким образом, чтобы установить пандус на входной группе жилого дома или стационарную подъемную платформу для инвалидов, необходимо провести согласование данного действия посредством получения одобрения не менее двух третей голосов от общего числа собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае отказа жителей от установки платформы и пандуса нарушаются права инвалида на беспрепятственное его перемещение.
Понимая, что права собственников имущества, находящегося в общей долевой собственности охраняются Конституцией Российской Федерации, гарантирующей обеспечение частным собственникам возможности свободного использования принадлежащего им имущества, предложенное изменение в общие положения об общем имуществе в многоквартирном доме ни сколько не ограничивает указанные конституционные права собственников, а лишь только обеспечивает соблюдение статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части недопущения препятствования проведению мероприятий для беспрепятственного доступа инвалидов к многоквартирным домам.
Кроме того, в соответствии со статьей 15 указанного Федерального закона государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктур (к которой относится и жилые здания, строения и сооружения) осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным введение в действие Федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Введение в действие Федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов
федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Жилищного кодекса Российской Федерации"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.