Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 170882-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии"
Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона подготовлен в целях дальнейшего совершенствования правового регулирования в сфере реализации Российской Федерацией международных договоров о реадмиссии.
Нормами законопроекта предусмотрено внесение в целый ряд законодательных актов Российской Федерации - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, а также федеральные законы "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В настоящее время институт реадмиссии уже прочно укоренился в отечественной правоприменительной практике и стал одним из действенных инструментов противодействия нелегальной миграции. Тем не менее, опыт работы федерального органа исполнительной власти, компетентного в области реадмиссии, - ФМС России свидетельствует о необходимости законодательного урегулирования отдельных вопросов, решение которых позволит придать механизму реадмиссии большую эффективность, в том числе и с учетом успешной международной практики.
В этой связи проектом федерального закона предусматривается имплементация механизма оказания содействия добровольному возвращению мигрантов, который широко применяется в европейских государствах. Суть этого механизма заключается в том, что иностранному гражданину или лицу без гражданства (далее - иностранному гражданину), не имеющему законных оснований для пребывания в принимающем государстве и в отношении которого формально вынесено решение о принудительном возвращении в государство его гражданства, предоставляется возможность добровольно и самостоятельно организовать свой выезд из принимающего государства. При этом затраты, связанные с организацией выезда, не отнесены к расходным обязательствам принимающего государства, а покрываются из иных источников. В большинстве случаев финансирование мероприятий, связанных с оказанием содействия добровольному возвращению мигрантов, осуществляется двумя основными способами: либо за счет средств негосударственных организаций, либо в порядке реализации государственно-частного партнерства, когда расходы, связанные с оказанием содействия добровольному возвращению мигрантов, частично покрываются из бюджетных средств. Такая форма организации выезда иностранных граждан и лиц без гражданства из принимающих стран в государства их гражданства или постоянного (преимущественного) проживания показала свою исключительную эффективность, что обусловлено следующими факторами:
- сокращение времени, необходимого для выезда иностранного гражданина из принимающего государства;
- как следствие, снижение бюджетных расходов на содержание иностранных граждан в специальных учреждениях, и на приобретение для них проездных документов;
- активное содействие со стороны самого иностранного гражданина компетентным государственным органам по вопросам своего возвращения в государство гражданства (содействие в установлении личности, гражданства и в получении необходимых для выезда из принимающего государства документов);
- менее неблагоприятные последствия для иностранного гражданина, обусловленные фактом принудительного возвращения в государство его гражданства;
- наличие элемента добровольности со стороны иностранного гражданина при выезде из принимающего государства упрощает и значительно ускоряет процедуры получения необходимых документов в дипломатическом представительстве и консульском учреждении государства гражданства такого лица.
Проектом предлагается дополнить Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" статьей 32.4, предусматривающей возможность прекращения процедуры реадмиссии в отношении иностранного гражданина в случае, если он изъявляет добровольное желание выехать из Российской Федерации, организация выезда не будет связана с использованием средств федерального бюджета, а сам выезд состоится по времени раньше срока, в течение которого иностранный гражданин мог бы быть передан иностранному государству в порядке реадмиссии.
Одновременно определяется круг должностных лиц, уполномоченных принимать решения о прекращении процедуры реадмиссии, устанавливаются правовые последствия принятия такого решения для иностранного гражданина, а также последствие неисполнения им обязанности по выезду из Российской Федерации в форме повторного возбуждения ходатайства о реадмиссии.
Проектом вносятся корреспондирующие изменения в статью 18.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части установления ответственности иностранного гражданина, в отношении которого было принято решение о прекращении процедуры реадмиссии, за неисполнение требования о выезде из Российской Федерации, и в статью 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", согласно которым предлагается устанавливать 3-летний запрет на въезд в Российскую Федерацию для тех иностранных граждан и лиц без гражданства, которые являлись субъектами передачи иностранному государству в порядке реадмиссии, но в отношении которых было вынесено решение о прекращении процедуры реадмиссии.
Проектом, кроме того, предусматривается внесение изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", направленных на введение единого проездного документа для целей реадмиссии, которым в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации, будет документироваться иностранный гражданин, подлежащий передаче иностранному государству в порядке реадмиссии. В соответствии с международными обязательствами Российской Федерации реадмиссия может реализовываться в виде как обычной, так и ускоренной процедуры. В зависимости от вида реадмиссии на осуществление соответствующих мероприятий уполномочены либо федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере миграции, либо пограничные органы федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности. В этой связи предлагается новая редакция части второй статьи 25.13 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", которая предусматривает издание совместного межведомственного нормативного правового акта, которым будут утверждаться форма, порядок оформления и выдачи такого единого проездного документа.
Также представляемым проектом федерального закона вносится изменение в статью 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, устанавливающее возможность перевода иностранного гражданина, отбывающего наказание в виде лишения свободы, в отношении которого органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и с государством гражданства которого у Российской Федерации заключен договор о реадмиссии, из исправительного учреждения, в котором данный иностранный гражданин отбывает наказание, в другое исправительное учреждение того же вида, но расположенное наиболее близко к пункту пропуска через государственную границу Российской Федерации, через который планируется передать это лицо иностранному государству в порядке реадмиссии.
Эта норма позволит существенно повысить эффективность исполнения решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, вынесенных в отношении лиц, осужденных за совершение преступлений, за счет оптимизации процесса их передачи государствам, с которыми у Российской Федерации заключены международные договоры о реадмиссии.
В целом, принятие законопроекта будет способствовать обеспечению качественного исполнения международных обязательств Российской Федерацией в сфере реадмиссии.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии"
Принятие представленного проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии" не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, и не потребует изменения финансовых обязательств государства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии" не потребует принятия и внесения изменений в другие федеральные законы и иные законодательные акты, действующие на территории Российской Федерации, а также не потребует приостановления или признания утратившими силу федеральных законов и иных законодательных актов, действующих на территории Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.