Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 171601-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" направлен на наделение судебного пристава-исполнителя полномочием при неисполнении должником требования, содержащегося в исполнительном документе об уплате алиментов, а также требования, содержащегося в исполнительном документе, выданном судом по результатам разрешения спора, связанного с воспитанием детей, по вынесению постановления о временном ограничении права должника на управление транспортным средством (предоставления права управление транспортным средством) (далее - право на управление транспортным средством).
Сегодня одной из наиболее эффективных мер, побуждающих должников к исполнению требований исполнительных документов, в том числе в добровольном порядке, является временное ограничение должнику права на выезд за пределы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 67 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) при неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
Действенность совершения судебными приставами-исполнителями данного исполнительного действия подтверждается статистическими данными.
В 2010 году вынесено 290 718 постановлений о временном ограничении на выезд должников из Российской Федерации, в том числе по исполнительным производствам о взыскании алиментных платежей 78 883. В результате 24 367 должников исполнили требования исполнительных документов, из них 2098 по алиментным обязательствам.
В 2011 году вынесено 400 874 постановления о временном ограничении на выезд должников из Российской Федерации, в том числе по исполнительным производствам о взыскании алиментных платежей 117 394. В результате 30 331 должник исполнили требования исполнительных документов, из них 3 624 по алиментным обязательствам.
За первое полугодие 2012 года судебными приставами-исполнителями было вынесено 233 263 постановления о временном ограничении на выезд должников из Российской Федерации, из них 82 635 по исполнительным документам о взыскании алиментов. В результате применения такого ограничения 16 808 должников исполнили требования исполнительных документов, в том числе 3034 по алиментным обязательствам.
Таким образом, использование временного ограничения права на выезд за пределы Российской Федерации, очевидно, свидетельствует об эффективности института временных ограничений личных прав должника для целей правильного и своевременного исполнения требований судебных актов.
В этой связи подготовлен законопроект, направленный на установление возможности ограничения права должника на управление транспортным средством, не исполняющего требования, содержащегося в исполнительном документе об уплате алиментов, выданном на основании судебного акта или являющемся судебным актом, а также требования, содержащегося в исполнительном документе, выданном судом по результатам разрешения спора, связанного с воспитанием детей, судебным приставом-исполнителем.
А в случае, если исполнительный документ не является судебным актом и выдан не на основании судебного акта, то взыскатель или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения права на управление транспортным средством.
В целях соблюдения баланса интересов сторон исполнительного производства проектом предусмотрено, что такое ограничение не применяется, если установление такого ограничения лишает должника по исполнительному производству его основного законного источника дохода, в случае если должник является лицом, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, либо на его иждивении находится лицо, признанное в установленном законодательством Российской Федерации порядке инвалидом I или II группы, ребенком-инвалидом, а также в случае если сумма задолженности по алиментам не превышает 5 000 рублей.
Кроме того, законопроектом предусмотрено, что должник должен быть лично ознакомлен судебным приставом-исполнителем с постановлением о временном ограничении ему права на управление транспортным средством.
В рамках проекта Европейского союза и Российской Федерации "Повышение эффективности исполнения судебных решений в Российской Федерации" зарубежными экспертами проведен мониторинг европейского законодательства, в том числе, по ограничению специальных прав должника. Так, из представленных экспертами отчетов следует, что ограничение специальных прав должника активно используется во многих зарубежных государствах в качестве действенной меры принудительного исполнения. Данный институт предусмотрен законодательством США, Канады, Израиля, Польши, Великобритании, Финляндии и других стран.
Например, в Англии Агентство по взысканию средств на содержание детей вправе просить суд издать приказ о лишении лица, не выполняющего обязательства по содержанию ребенка, права иметь или получать водительские права.
При этом в случае погашения должником всей задолженности по алиментам, данное ограничение отменяется судом по заявлению должника или Агентства. Чтобы получить обратно водительские права (удостоверение), должник может обратиться в Агентство по лицензированию водителей и транспортных средств. Если должник выплатил только часть суммы, то Агентство по взысканию средств на содержание детей вправе ходатайствовать перед судом о снижении срока ограничения.
В Государстве Израиль должник также может быть ограничен в получении или обновлении водительских прав, однако данная мера не может быть применена, если для должника использование водительских прав является средством получения дохода, а также является необходимостью, если он является инвалидом, либо в его семье есть инвалид, зависящий от него.
Если долг погашен, то ограничение, наложенное на должника снимается.
Кроме того, имеется положительный опыт стран Таможенного союза. Так, в законе Республики Казахстан от 02.04.2010 N 261- IV "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" предусмотрена мера по временному запрету на выдачу должнику лицензий и разрешений.
С апреля 2012 года в Республике Беларусь вступило в силу положение, Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (Закон Республики Беларусь от 04.04.2012 N 337-3), в соответствии с которым в качестве мер по обеспечению исполнения исполнительных документов может применяться временное ограничение права должника - гражданина Республики Беларусь на управление транспортными средствами, на управление маломерными судами и т.д.
Внесение в законодательство Российской Федерации изменений, устанавливающих возможность ограничения права должника на управление транспортным средством будет являться превентивной мерой, мотивирующей на исполнение требований исполнительных документов должниками в добровольном порядке.
В настоящее время должника, не исполняющего требования, содержащегося в исполнительном документе, выданном судом по результатам разрешения спора, связанного с воспитанием ребенка, например, об установлении порядка общения с ним, практически невозможно понудить к его исполнению. Привлечение должника к ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в этих случаях является малоэффективным.
Поскольку защита прав и законных интересов детей является первостепенной задачей государства законопроектом предлагается ввести такую меру, как ограничение права на управление транспортным средством по отношению к должникам, не исполняющим требования, содержащиеся в исполнительных документах об уплате алиментов, а также требования, содержащиеся в исполнительных документах, выданных судом по результатам разрешения споров, связанных с воспитанием детей.
Указанная норма должна стать действенным рычагом стимулирования социально полезного поведения недобросовестных должников, создать дополнительные правовые гарантии реализации конституционных прав несовершеннолетних лиц.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет за собой принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.