Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
по проекту федерального закона N 42364-6 "О внесении изменений в главу 2 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в части установления порядка изъятия полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданных органам государственной власти субъекта Российской Федерации, в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения), внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока (назначен соисполнителем решением Совета Государственной Думы от 23 апреля 2012 года, протокол N 22) рассмотрел в части вопросов ведения комитета проект федерального закона N 42364-6 "О внесении изменений в главу 2 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в части установления порядка изъятия полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданных органам государственной власти субъекта Российской Федерации, в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения), внесенный Правительством Российской Федерации.
Данным законопроектом предлагается установить порядок изъятия полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданных для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъекта Российской Федерации указанных полномочий. Возможность передачи соответствующих полномочий органам государственной власти субъекта Российской Федерации предусмотрена пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ). В частности, данной нормой установлено, что полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 указанной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. При этом определен перечень положений, который должны содержать указанные федеральные законы, в том числе и порядок изъятия соответствующих полномочий.
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока поддерживает данный законопроект и отмечает, что его принятие будет способствовать повышению эффективности осуществления полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом комитет считает необходимым акцентировать внимание на том, что действующая редакция пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ предусматривает возможность изъятия соответствующих полномочий только у органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В связи с этим комитет констатирует наличие определенного несоответствия действующей редакции Федерального закона N 184-ФЗ и новой редакции главы 2 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в случае принятия рассматриваемого законопроекта.
Следует иметь в виду, что в осуществлении переданных полномочий могут принимать участие как исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, так и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В частности, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им полномочий в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, могут передаваться законами субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления, если такое право предоставлено им федеральными законами, предусматривающими передачу соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, приведенное замечание касается не представленной законодательной инициативы, а действующего федерального закона и поэтому подлежит устранению не в процессе дальнейшей работы над рассматриваемым проектом федерального закона, а в рамках иной законодательной инициативы, касающейся внесения изменения в Федеральный закон N 184-ФЗ.
В этой связи комитет отмечает, что в целях устранения возможности появления правовой коллизии депутатами Государственной Думы Н.М. Харитоновым, В.Н. Пивненко, Я.Е. Ниловым, Б.Б. Хамчиевым, А.Н. Абалаковым, С.Г. Каргиновым и В.С. Шурчановым на рассмотрение в Государственную Думу внесена соответствующая законодательная инициатива (N 54221-6 "О внесении изменения в статью 26-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Таким образом, отмеченное несоответствие не затрагивает непосредственно рассматриваемый проект федерального закона и не влияет на общее положительное отношение комитета к данному законопроекту.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 42364-6 "О внесении изменений в главу 2 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в части установления порядка изъятия полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданных органам государственной власти субъекта Российской Федерации, в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения), внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.