Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества от 24 сентября 2012 г. N 3.1-05/1855
на проект федерального закона N 41694-6 "О внесении изменений в статьи 6.16 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", принятому Государственной Думой 14 сентября 2012 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества в соответствии со статьями 30 и 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 6.16 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон).
Проект данного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 23 марта 2012 года Правительством Российской Федерации и принят Государственной Думой 14 сентября 2012 года.
Федеральный закон направлен на дифференциацию административной ответственности юридических лиц за нарушение правил оборота прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ различных категорий в зависимости от степени общественной опасности их использования.
В этих целях Федеральный закон излагает в новой редакции статью 6.16 "Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Действующей редакцией статьи 6.16 Кодекса за нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, установлена ответственность юридических лиц в виде наложения административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой либо административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой.
Частью 1 новой редакции статьи 6.16 Кодекса предлагается усилить административную ответственность за нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (далее - Перечень), прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо наркосодержащих растений, а также за непредставление, несвоевременное представление, представление в неполном объеме или в искаженном виде соответствующей отчетности в государственный орган. За указанные нарушения предлагается установить ответственность в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или без таковой.
В отношении прекурсоров, внесенных в таблицу II списка IV Перечня, Федеральный закон оставляет меры ответственности, установленные действующей редакцией статьи 6.16 Кодекса.
Федеральный закон также смягчает меры ответственности за нарушение правил оборота прекурсоров, внесенных в таблицу III списка IV Перечня, а именно устанавливает штрафные санкции в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ или без таковой.
Кроме того, Федеральный закон устанавливает, что за административные правонарушения, предусмотренные статьей 6.16 Кодекса, в части нарушения правил оборота прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Одновременно в связи с установлением в статье 6.16 Кодекса повышенной ответственности за непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, несвоевременное представление или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде Федеральный закон исключает названные нарушения из сферы действия статьи 19.7 "Непредставление сведений (информации)" Кодекса.
Следует отметить, что оставшееся без изменения наименование статьи 6.16 Кодекса не в полной мере отражает ее содержание. Кроме того, ответственность за непредоставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров целесообразнее установить в главе 19 "Административные правонарушения против порядка управления" Кодекса, а не в главе 6 "Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность" Кодекса.
В то же время, указанные замечания не являются препятствием для одобрения данного Федерального закона.
Комитет Совета Федерации по социальной политике и Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности предлагают одобрить данный Федеральный закон.
По заключению Правового управления Аппарата Совета Федерации рассматриваемый Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 6.16 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель Комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.