Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), направленные на дополнение понятийного аппарата определениями ряда понятий, используемых в настоящее время в законодательстве. В частности, предлагается определить содержание понятий "традиционное природопользование малочисленных народов", "традиционная хозяйственная деятельность малочисленных народов", "места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов", "обычаи малочисленных народов" и др. Законопроект также предусматривает закрепление полномочий Правительства Российской Федерации по утверждению порядка отнесения граждан Российской Федерации к малочисленным народам Российской Федерации и методики возмещения убытков, причиненных в результате нанесения ущерба исконной среде обитания и традиционному образу жизни малочисленных народов Российской Федерации деятельностью хозяйствующих субъектов и физических лиц.
Необходимо отметить, что предлагаемые законопроектом определения ряда понятий, используемых в Федеральном законе, вносят правовую неопределенность в понятийный аппарат как данного Федерального закона, так и других федеральных законов, регулирующих вопросы защиты прав коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Так, законопроектом предлагается дополнить статью 1 Федерального закона пунктом 14, определяющим понятие "этнологическая экспертиза", однако в пункте 6 действующей редакции данной статьи Федерального закона уже закреплена иная редакция этого определения.
Понятия "традиционное природопользование малочисленных народов", "обычаи малочисленных народов", "представители других этнических общностей" в федеральных законах "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" и "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" раскрыты иначе, чем в законопроекте.
Представляется некорректным использование в определении понятия "места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности" термина "постоянная регистрация по месту жительства", поскольку Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" оперирует термином "регистрация по месту жительства".
Раскрывая понятие "иные объединения малочисленных народов", законопроект относит к таким объединениям коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие производство и переработку продукции, иную деятельность на основе традиционной деятельности. Однако необходимо учитывать, что коммерческие организации не создаются в форме объединений (статья 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом указанных замечаний целесообразна системная корректировка понятийного аппарата Федерального закона. При этом в нормативные акты, регулирующие вопросы гарантий коренных малочисленных народов Российской Федерации, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, необходимо вносить изменения, корреспондирующие положениям законопроекта.
Кроме того, требует дополнительной проработки предлагаемое законопроектом полномочие Правительства Российской Федерации по утверждению порядка отнесения граждан Российской Федерации к малочисленным народам Российской Федерации с точки зрения соответствия положениям Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации".
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
Заместитель Председателя |
В. Сурков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.