Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока (назначен соисполнителем решением Совета Государственной Думы от 09 апреля 2012 года, протокол N20) рассмотрел проект федерального закона N 42057-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (в части дополнения и уточнения понятийного аппарата, определения порядка отнесения граждан Российской Федерации к коренным малочисленным народам Российской Федерации, а также утверждения методики возмещения убытков, причиненных в результате нанесения ущерба исконной среде обитания коренных малочисленных народов Российской Федерации), внесённый депутатами Государственной Думы Р.Г. Гостевым, Г.П. Ледковым, М.Ю. Маркеловым, Т.В. Плетневой, В.Ф. Рашкиным, Г.К. Сафаралиевым, С.Н. Сироткиным, М.Е. Старшиновым, В.Л. Шемякиным, Х.И. Шихсаидовым, М.Т. Гаджиевым, И.И. Гильмутдиновым.
Данная законодательная инициатива направлена на уточнение и дополнение терминов, используемых в действующем Федеральном законе от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее - Закон), определение порядка отнесения граждан Российской Федерации к коренным малочисленным народам Российской Федерации, а также утверждение методики возмещения убытков, причиненных в результате нанесения ущерба исконной среде обитания коренных малочисленных народов Российской Федерации.
В представленном законопроекте расширяется понятийный аппарат действующего Закона, в частности, предлагается дополнить статью 1 Закона пунктами, содержащими такие определения как "традиционное природопользование малочисленных народов", "традиционная хозяйственная деятельность малочисленных народов", "места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов", "обычаи малочисленных народов", "защита исконной среды обитания, традиционного образа жизни и традиционного природопользования малочисленных народов", "иные объединения малочисленных народов", "представители других этнических общностей", "этнологическая экспертиза".
В настоящее время права коренных малочисленных народов Российской Федерации регулируют специализированные федеральные законы, отдельные нормы в Налоговом, Земельном, Лесном, Водном кодексах Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.
Вместе с тем, правовое регулирование статуса коренных малочисленных народов Российской Федерации, по мнению авторов законодательной инициативы, остаётся недостаточным. В частности, существует проблема документального подтверждения принадлежности граждан к коренным малочисленным народам Российской Федерации, для получения ими необходимых льгот и преференций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
С этой целью предлагается дополнить часть 2 статьи 5 Закона пунктом об утверждении Правительством Российской Федерации порядка отнесения граждан Российской Федерации к коренным малочисленным народам Российской Федерации.
Также в связи с интенсивной добычей природных ресурсов и нанесением ущерба исконной среде обитания и традиционному образу жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации, авторы законопроекта предлагают закрепить за Правительством Российской Федерации утверждение методики возмещения убытков, причинённых в результате нанесения ущерба исконной среде обитания и традиционному образу жизни малочисленных народов Российской Федерации деятельностью хозяйствующих субъектов и физических лиц.
Кроме того, авторы законопроекта предлагают дополнить статью 1 Закона пунктом 14, содержащим такое понятие как "этнологическая экспертиза". Вместе с тем Комитет обращает внимание, что пунктом 6 статьи 1 действующего Закона уже применяется понятие "этнологическая экспертиза". В этой связи принятие законопроекта в представленной редакции приведет к правовой коллизии.
Комитет отмечает, что предлагаемая авторами законопроекта формулировка такого понятия как "места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов - территории, на которых проживают лица, относящиеся к малочисленным народам, имеющие постоянную регистрацию по месту жительства на указанных территориях и осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность" не согласуется со статьей 6.1 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в соответствии с которой установлено, что "регистрация по месту жительства гражданина Российской Федерации, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, осуществляется в одном из поселений (по выбору данного гражданина), находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина, по адресу местной администрации указанного поселения с учетом перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации", что требует дополнительного обсуждения.
С учётом высказанных замечаний Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока отмечает, что обозначенная авторами законопроекта проблема в части отнесения лиц к коренным малочисленным народам присутствует. Вместе с тем доводы авторов законопроекта нельзя признать в полной мере обоснованными, так как в соответствии со ст. 26 Конституции Российской Федерации каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Законопроект недостаточно четко определяет добровольность процедуры идентификации граждан, что вызывает сомнение в практической реализации закрепляемого полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению порядка отнесения граждан Российской Федерации к малочисленным народам Российской Федерации.
Настоящее заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока 21 июня 2012 года.
Председатель комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.