Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 173930-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления административной ответственности за нарушения прав потребителей)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления административной ответственности за нарушения прав потребителей) внесен с целью усиления защищенности граждан, вступающих в правоотношения с изготовителями (продавцами, исполнителями, импортерами) при приобретении товаров (выполнении работ, оказании услуг) для личных нужд. Законопроектом пересматриваются размеры административных штрафов за нарушения прав потребителей, усиливается ответственность, вводится ответственность за повторность совершаемых правонарушений, редакции отдельных статей приводятся в соответствии с современной терминологией и Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей". Налагаемое на граждан административное наказание из статей 14.4, 14.5, 14.7, 14.8, 14.15 исключено в силу отсутствия ответственности граждан за нарушения прав потребителей как таковой.
Динамично развивающийся потребительский рынок предлагает разнообразные современные продукты, новые услуги, финансовые предложения и т.д. Зачастую неподготовленного, а, порой, и подготовленного потребителя бывает легко ввести в заблуждение, обмануть и причинить ему моральный, материальный и физический вред. Достаточно много сфер деятельности, где гражданин чувствует себя незащищенным и где велик риск оказаться обманутым.
Практика показала, что наиболее проблемными для потребителей в последнее время стали услуги туристического бизнеса, жилищно-коммунального хозяйства, услуги по перевозке пассажиров воздушным транспортом, в сфере финансовых услуг также возникает все еще много вопросов. Сильное беспокойство вызывает недостаточно высокий уровень безопасности и качества реализуемых товаров (работ, услуг), особенно продовольственных, зачастую отсутствует полная и достоверная информация о составе продовольственных товаров, товаров детского и диетического питания, достаточно велико наличие фальсификата и контрафакта на прилавках магазинов. Много пожилых людей были введены в заблуждение и попали под влияние широко распространяемой через почтовые рассылки агрессивной рекламы с навязыванием продажи товаров по каталогам и обещанием последующего получения большого денежного выигрыша и т.д.
Потребители часто сталкиваются с различного рода проявлениями нарушений своих прав, но в силу незнания, отсутствия времени либо из-за неверия в возможность что-либо изменить и несоизмеримости компенсации понесенному ущербу, не отстаивают свои права. Задачей государства в этой связи должна стать адекватная и надежная защита граждан от злоупотреблений хозяйствующих субъектов.
С момента принятия Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" прошло 20 лет. Эффективность применения Закона обеспечивается установленной ответственностью за нарушение правовых норм. Представляется неоправданно низким содержащийся в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях размер административных штрафов за нарушения прав потребителей. Предпринимателю зачастую экономически более выгодно его оплатить, даже неоднократно, нежели затратить время и финансовые средства на устранение нарушения.
Например, за сознательно совершаемые действия предпринимателей по обману потребителя - это введение в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товара (работы, услуги) (ст. 14.7 КоАП), включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя (ст. 14.8 КоАП) максимальный размер административного штрафа для юридический лиц предусмотрен от 10 тыс. до 20 тыс. руб. Ст. 14.4 КоАП - продажа некачественных товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Для сравнения схожие правонарушения:
за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце размер административного штрафа для юридических лиц составляет от 5 тысяч до 10 тысяч рублей (ст. 14.8 КоАП). По данной статье наступает ответственность, в том числе за неполную информацию, получаемую заемщиком от банка при получении кредита, когда впоследствии суммы выплат по кредиту возрастают и становятся непосильными для заемщика.
Тогда как, к примеру, для розничных рынков (ч. 8 ст. 14.34 КоАП): организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке без оформления и (или) выдачи карточки продавца влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.
В данной ситуации теряется смысл административного наказания. Незначительность административного наказания не способствует профилактике и предупреждению правонарушений, практически сводит на нет меры государственного контроля и не стимулирует предпринимателей к ведению добросовестной деятельности. Количество выявленных нарушений прав потребителей за последние пять лет практически не изменилось, тогда как количество проведенных проверок уменьшилось вдвое (в 2007г. - выявлено 286 483 нарушения при проведении 233 633 проверок, в 2011 г. - 235 806 выявленных нарушений по результатам проведения 144 478 проверок).
В цивилизованном обществе потребитель, каждый без исключения человек, вступающий в общественные отношения с хозяйствующими субъектами, должен быть уверен в предпринимательской добросовестности, получении полной и достоверной информации, в приобретении качественного товара (работы, услуги) и действенной защитной функции государства. Такая ситуация возможна, когда совершать правонарушения становится невыгодно из-за безусловно наступающей соразмерной деянию ответственности.
В связи с этим, мы предлагаем значительно повысить штрафы за нарушения прав потребителей, а за грубые нарушения ввести административное приостановление деятельности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления административной ответственности за нарушения прав потребителей)
Принятие указанного федерального закона не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления административной ответственности за нарушения прав потребителей)
В связи с принятием указанного проекта федерального закона принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.