Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 172503-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу введения лицензирования использования металлоискателей, детекторов неоднородности почв и иного специального поискового оборудования для обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов"
Досье на проект федерального закона
В октябре 2011 г. Россия ратифицировала Европейскую конвенцию об охране археологического наследия (мальтийская) от 16 января 1992 г., и с апреля 2012 г. Конвенция начала действовать на территории нашей страны. Одним из главных положений данного соглашения является требование строгого научного контроля над проведением археологических раскопок и производство раскопок в соответствии с современными методиками археологической науки на основании специально выдаваемых разрешений. Статья 3 Конвенции закрепляет, что государство обязано предотвращать любые незаконные раскопки или изъятие элементов археологического наследия, обеспечивать, чтобы раскопки и другие потенциально разрушительные методы велись и применялись только квалифицированными специалистами, получившими на то специальное разрешение, а также обусловливать конкретным предварительным разрешением использование металлоискателей или любого другого оборудования или процесса для ведения поиска в ходе археологических изысканий, когда это предусматривается внутренним правом государства.
Вопрос о специальном государственном контроле за использованием металлоискателей ставился еще в рекомендациях Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 1 июля 1981 N 921 "О металлоискателях и археологии". Парламентская Ассамблея Совета Европы выразила обеспокоенность по поводу растущей для археологического наследия угрозы, связанной с ростом рынка металлоискателей в Европе и их широким бесконтрольным применением (ст. 2), обеспокоенность тем, что действующее законодательство в большинстве государств-членов, и его реализация не достаточны для предотвращения разрушения археологического наследия (ст. 9), и рекомендовала Комитету Министров в срочном порядке рассмотреть вопрос о принятии для правительств рекомендации по лицензированию или регистрации пользователей металлоискателей (ст. 14).
В настоящее время соответствующие нормы о контроле за использованием металлоискателей предусмотрены национальным законодательством многих зарубежных стран. Так, французский Кодекс культурно-исторического наследия (Code du patrimoine) устанавливает запрет на использование без специального предварительного разрешения металлодетекторов для поиска металлических предметов с целью изучения памятников и объектов, представляющих интерес для истории и археологии (ст. L542-1), при этом любая реклама металлодетекторов должна сопровождаться напоминанием об ограничениях на их использование и об ответственности за нарушение этих ограничений (ст. L542-2). Закон Республики Польша о защите памятников и уходу за памятниками (Ustawa o ochronie zabytkyw i opiece nad zabytkami) требует получения разрешения со стороны воеводства для поиска с использованием всех видов электронных устройств и технического, а также оборудования для дайвинга скрытых или брошенных движимых памятников, включая памятники истории и археологические объекты (п. 12, ч. 1 ст. 36). Закон об историческом наследии Андалусии (Ley 14/2007, de 26 de noviembre, del Patrimonio Histyrico de Andalucнa) предусматривает авторизацию детекторов и других инструментов и устанавливает, что для использования металлоискателей или других инструментов или методов в целях обнаружения археологических памятников необходимо получить разрешение в министерстве, отвечающем за историческое наследие. Разрешение выдается конкретному лицу, не может быть передано и должно содержать указание на территорию и период использования металлоискателей и других инструментов или методов (ст. 60). Закон Украины "Об охране археологического наследия" устанавливает, что проведение археологических разведок, раскопок, других земляных и подводных работ для поиска объектов археологического наследия или связанных с ними движущихся предметов при отсутствии предусмотренного законом разрешения, в частности на использование металлоискателей, детекторов неоднородности почвы или любого другого поискового оборудования или соответствующей технологии, является незаконным (п. 4 ст. 10).
Бесконтрольное распространение металлоискателей в России уже сейчас представляет серьезную опасность для сохранения историко-культурного и археологического наследия нашей страны. По оценкам экспертов, за 2011 год в России было продано более 2 миллионов металлоискателей. Причем граждане покупают их с явной целью - заниматься незаконными раскопками. При этом отечественные ученые-археологи уже в течение нескольких лет ставят вопрос о введении лицензирования использования металлоискателей.
Настоящий проект Федерального закона подготовлен с целью обеспечения защиты археологического наследия России, приведения национального законодательства в соответствие с положениями Европейской конвенции об охране археологического наследия и рекомендациями Парламентской Ассамблеи Совета Европы.
Законопроект устанавливает, что использование металлоискателя, детектора неоднородности почв и иного специального поискового оборудования для обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов подлежит лицензированию. При этом порядок лицензирования устанавливается федеральным органом охраны объектов культурного наследия по согласованию с Российской академией наук.
Также законопроектом предлагается внести дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части закрепления юридической ответственности за незаконное использование металлоискателя, детектора неоднородности почв и иного специального поискового оборудования.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу введения лицензирования использования металлоискателей, детекторов неоднородности почвы и иного специального поискового оборудования для обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу введения лицензирования использования металлоискателей, детекторов неоднородности почвы и иного специального поискового оборудования для обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу введения лицензирования использования металлоискателей, детекторов неоднородности почв и иного специального поискового оборудования для обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов"
Принятие данного проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.