Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 175151-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу Байкальской природной территории"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона подготовлен в целях гармонизации норм Федерального закона от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" (далее - Закон) с нормами законодательных актов, вступивших в силу после его принятия.
В 2008 году в составе Российской Федерации образованы новые субъекты Российской Федерации - Забайкальский край и Иркутская область, в этой связи соответствующие изменения вносятся в Закон в целях приведения наименований субъектов Российской Федерации в соответствие со статьей 65 Конституции Российской Федерации.
Статья 2 Закона требует дополнения в отношении установления водоохранной зоны озера Байкал, поскольку в соответствии с пунктом 7 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохранной зоны озера Байкал устанавливается Федеральным законом "Об охране озера Байкал".
Выделение водоохранной зоны озера Байкал осуществляется в целях предотвращения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на состояние озера. Установление границ водоохранной зоны предлагается возложить на Правительство Российской Федерации.
Одновременно потребуется внесение изменения в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации, согласно которому граница водоохранной зоны озера Байкал будет установлена в соответствии с Федеральным законом "Об охране озера Байкал".
В целях сохранения водных биологических ресурсов законопроект вводит рыбоохранную зону озера Байкал, границы которой также будут утверждаться Правительством Российской Федерации. Соответствующие поправки вносятся в статью 48 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
Статья 6 Закона определяет виды деятельности, запрещенные или ограниченные на Байкальской природной территории. В соответствии с указанной статьей Закона запрещается строительство новых хозяйственных объектов, расширение, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экспертизы проектной документации таких объектов. В то же время, статьей 5 Закона определен принцип обязательности государственной экологической экспертизы.
В этой связи в статью 6 Закона следует внести изменения, касающиеся необходимости проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на Байкальской природной территории, в качестве обязательной меры по защите уникальной экологической системы озера Байкал. В связи с этим также необходимо внесение изменений в статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе", статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым строительство и реконструкция объектов на Байкальской природной территории возможно осуществлять только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Статья 11 Закона запрещает перевод земель лесного фонда в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, занятых защитными лесами, в земли других категорий.
При образовании особо охраняемых природных территорий земельные участки в их границах, в том числе земли, отнесенные к категории земель лесного фонда, переводятся в земли особо охраняемых территорий и объектов.
Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в случае организации особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны, или земельных участков в составе таких земель) разрешен в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Предлагается внести соответствующие дополнения в статью 11.
Статья 17 Закона обязывает юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на Байкальской природной территории иметь экологические паспорта хозяйственных объектов.
Экологический паспорт территории разрабатывался на основании постановления Совета Министров СССР от 14 февраля 1990 г. N 189 "Об обеспечении выполнения постановления "О неотложных мерах экологического оздоровления страны".
Общие требования по ведению экологических паспортов природопользователя установлены ГОСТом Р 17.0.0.06-2000. "Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы".
Согласно указанному ГОСТу экологический паспорт должен содержать информацию об уровне использования природопользователем ресурсов (природных, вторичных и др.) и степени воздействия его производств на окружающую природную среду, а также сведения о разрешениях на право природопользования, нормативах воздействий и размерах платежей за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов. Однако ведение экологических паспортов природопользователя не является обязательным требованием к хозяйствующим субъектам и носит рекомендательный характер.
Надо отметить, что каждое предприятие, использующее природные ресурсы или оказывающее воздействие на природную среду, представляет в специально уполномоченные государственные органы Российской Федерации в области охраны окружающей среды федеральную государственную статистическую отчетность по формам 2-тп (воздух), 2-тп (водхоз), 2-тп (отходы) и др.
Таким образом, экологический паспорт природопользователя дублирует сведения, приводимые в формах федерального государственного статистического наблюдения за окружающей средой. Требование к ведению экологических паспортов хозяйственных объектов может быть упразднено.
Согласно статье 69 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, осуществляется государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и данные об их воздействии на окружающую среду подлежат государственному статистическому учету, в связи с чем статья 17 Закона излагается законопроектом в новой редакции, согласно которой объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду Байкальской природной территории, подлежат государственному учету, осуществляемому уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (пункт 5.5.10. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400).
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу Байкальской природной территории"
Данный проект федерального закона подготовлен в целях приведения норм Федерального закона от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" в соответствии с нормами законодательных актов, вступивших в силу после его принятия, и не повлечет дополнительных расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект предполагает устранение пробелов в законодательном регулировании отношений, связанных с установлением границ водоохранной зоны озера Байкал. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются с учетом природных особенностей озера Байкал, а также сложившегося и потенциального антропогенного воздействия. Установление границы водоохраной зоны озера Байкал не потребует финансирования, поскольку все границы определены ранее на стадии НИОКР.
Приведение отдельных статей Федерального закона от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" в соответствие с действующими законодательными актами и сопутствующее внесение изменений в Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ, Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ и Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" не предполагает появления новых (дополнительных) правовых норм, поэтому не потребует дополнительного финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также не повлечет отрицательных социально-экономических, финансовых последствий.
Перечень
федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу Байкальской природной территории "
Принятие предлагаемого законопроекта не потребует принятия федеральных законов, актов Правительства Российской Федерации и не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законодательных актов Российской Федерации.
Проектом данного федерального закона предусматривается принятие следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1999 г. N 1298 "О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал".
Сроки подготовки будут установлены после принятия закона. Ответственные исполнители - Минприроды России при участии Минфина России, Росприроднадзора.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении границ водоохранной зоны озера Байкал по географическим координатам с учетом природных особенностей озера Байкал, а также сложившегося и потенциального антропогенного воздействия.
Сроки подготовки будут установлены после принятия законопроекта.
Ответственные исполнители - Минприроды России при участии Минэкономразвития России, Минфина России, Минрегиона России, Росгидромета, Росприроднадзора, Росводресурсов, Рослесхоза.
Сроки подготовки будут установлены после принятия законопроекта.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении границ рыбоохранной зоны озера Байкал по географическим координатам с учетом природных особенностей озера Байкал, а также сложившегося и потенциального антропогенного воздействия.
Ответственные исполнители - Минприроды России при участии Минэкономразвития России, Минфина России, Минрегиона России, Минсельхоза России, Росрыболовства, Росгидромета, Росприроднадзора, Росводресурсов, Рослесхоза.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.