Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 600029-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному депутатом Государственной Думы В.Ф. Звагельским
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Изучив представленный законопроект, сообщаем следующее.
В законопроекте необходимо предусмотреть определение используемого понятия "схемы размещения рекламных конструкций", а также уточнить, по каким критериям такие схемы утверждаются. В связи с этим требует дополнительного обсуждения и вопрос о праве органов местного самоуправления утверждать схемы размещения рекламных конструкций в отношении земельных участков, не являющихся муниципальной собственностью.
Обращаем внимание, что предоставление органам местного самоуправления права утверждать схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности требует дополнения частей 15 и 20 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" (далее - Федеральный закон) соответствующим основанием для отказа в выдаче или признания недействительным разрешения на установку рекламной конструкции, связанным с несоответствием установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций.
Применительно к положению абзаца третьего подпункта "в" пункта 1 статьи 1 проекта, по существу, содержащему определение понятия "временные рекламные конструкции", отмечаем, что определение данного понятия предусмотрено частью 5.4 статьи 19 Федерального закона, при этом оно отличается от предлагаемого в проекте.
Законопроект предоставляет сторонам договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции самостоятельно определять срок действия такого договора в пределах от 5 до 15 лет и таким образом исключает содержащееся в действующей редакции части 5 статьи 19 Федерального закона прямое указание о сроке действия договора. При этом в части 17 данной статьи определено, что разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдается на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В связи с этим в законопроекте необходимо определить срок, на который выдается разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в случае, если владелец рекламной конструкции устанавливает ее на принадлежащем ему земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе (т.е. без заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции).
В предлагаемой редакции части 21 статьи 19 Федерального закона полагаем необходимым учесть, что в случае аннулирования или признания недействительным разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции основанием для ее демонтажа является сам факт аннулирования или признания недействительным указанного разрешения, в связи с чем вынесения в данном случае специального предписания о демонтаже рекламной конструкции, на наш взгляд, не требуется (см. действующую редакцию части 21 статьи 19).
По нашему мнению, предлагаемые положения части 23.1 статьи 19 Федерального закона, касающиеся регионального государственного надзора за законностью установки и эксплуатации рекламных конструкций, относятся к предмету регулирования главы 5 Федерального закона, посвященной государственному надзору в сфере рекламы. Кроме того, полагаем, что дополнение Федерального закона полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению регионального государственного надзора за законностью установки и эксплуатации рекламных конструкций требует системного изменения указанной главы 5, в том числе с целью разграничения полномочий антимонопольного органа и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного надзора за законностью установки и эксплуатации рекламных конструкций.
Согласно предлагаемой редакции частей 9, 10, 21 статьи 19 Федерального закона установка и эксплуатация рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции, при этом в случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без действующего разрешения она подлежит демонтажу на основании предписания органов местного самоуправления. Данные изменения полагаем необходимым согласовать с пунктом 15.1 части 1 статьи 15 и пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым к вопросам местного значения муниципального района и городского округа относится выдача разрешений только на установку рекламных конструкций, а также выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций.
Обращаем внимание, что используемая в законопроекте терминология "требования нормативных правовых актов в сфере технического регулирования" (подпункты "и", "к" пункта 1 статьи 1 законопроекта), а также "орган, осуществляющий контроль за соблюдением нормативных правовых актов в сфере технического регулирования" (подпункт "н" пункта 1 статьи 1 законопроекта) не соответствует терминологии, используемой в Федеральном законе "О техническом регулировании".
Положения предлагаемой редакции статьи 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) нуждаются в доработке с учетом того, что установка рекламной конструкции с нарушением требований нормативных правовых актов в сфере технического регулирования, как правило, предполагает, что она произведена также без получения разрешения на ее установку и эксплуатацию (см. пункт 1 части 15 статьи 19 Федерального закона), в связи с чем указанное деяние будет подпадать под диспозицию обеих проектируемых частей статьи 14.37 Кодекса. При этом полагаем, что увеличение санкций за правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 14.37 Кодекса, предполагает и соответствующее увеличение санкций за такие правонарушения, совершаемые в соответствии с частью 2 статьи 11.21 Кодекса, поскольку в данном случае эти правонарушения сопровождаются также и нарушениями, указанными в части 2 статьи 11.21.
Кроме того, представляется непоследовательным в санкциях части 1 статьи 14.37, предусматривая возможность конфискации рекламной конструкции в отношении граждан и юридических лиц, не устанавливать данную санкцию в отношении индивидуальных предпринимателей, которые привлекаются к административной ответственности как должностные лица. Аналогичное замечание относится к положению предлагаемой редакции части 2 статьи 14.38 Кодекса. Вместе с тем, поскольку в части 2 статьи 14.38 Кодекса предусматривается для граждан и юридических лиц такой вид административного наказания, как "конфискация транспортного средства", обращаем внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 3.7 Кодекса конфискация назначается судьей, что требует внесения соответствующих изменений в часть 1 статьи 23.1 Кодекса.
Также полагаем необходимым формулировку диспозиции части 2 статьи 14.38 Кодекса соотнести с предлагаемой редакцией части 2 статьи 20 Федерального закона, устанавливающей запрет, нарушение которого влечет ответственность в соответствии с частью 2 статьи 14.38.
В части 4 статьи 27.13 Кодекса, в которую предлагается внести дополнения подпунктом "б" пункта 3 статьи 3 проекта, отсутствуют слова "создавшего препятствия для движения других транспортных средств", в связи с чем необходимо уточнить предлагаемые проектом изменения.
Положение части 2 статьи 5 проекта предусматривает возможность продления сроков действия договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, а также зданиях или ином недвижимом имуществе, которое находится в муниципальной собственности, заключенных до 1 января 2008 года, до момента утверждения схем размещения рекламных конструкций. По нашему мнению, данное положение нуждается в дополнительном обсуждении с учетом того, что продление сроков действия указанных договоров не влечет за собой автоматического продления сроков действия разрешений на установку рекламных конструкций, выданных на основании данных договоров.
Замечания юридико-технического характера прилагаются.
Приложение: на 5 листах.
Начальник управления |
М.Н. Ласточкина |
Замечания по проекту федерального закона N 600029-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается установить запрет на размещение рекламных конструкций над проезжей частью дорог, а также на распространение рекламы посредством нанесения в виде графических изображений или надписей на поверхности дорог, тротуаров. Данная норма требует дополнительного обоснования с учетом того, что лишает органы местного самоуправления возможности самостоятельно принимать решения относительно порядка размещения рекламы на подведомственной им территории.
Кроме того, законопроектом предлагается предоставить право органам местного самоуправления муниципального района или городских округов на утверждение схем размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности.
Таким образом, законопроект содержит коррупциогенные факторы, выражающиеся в широте дискреционных полномочий, а также определение компетенции по формуле "вправе".
Законопроектом предлагается установить, что договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключаются на срок от 5 до 15 лет. При этом конкретный срок, на который будет заключаться конкретный договор, устанавливается органами исполнительной власти или органами местного самоуправления муниципального района или городского округа.
Однако в данной норме не устанавливается каких-либо критериев, руководствуясь которыми уполномоченные органы могут определять срок заключения договора. Кроме того, указанное предложение может привести к концентрации рекламных конструкций у действующих участников рынка на длительный срок и затруднит осуществление деятельности по установке и эксплуатации рекламных конструкций хозяйствующих субъектов, недавно вошедших на рынок.
Для договоров на размещение временных рекламных конструкций, имеющих размер рекламного поля не более 4 квадратных метров, предусмотрена возможность заключения договора без проведения торгов. Однако предлагаемый размер информационного поля требует дополнительного обоснования.
Законопроектом предлагается закрепить право органов местного самоуправления поселения или городского округа определять территории, на которых размещение рекламных конструкций является нарушением внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа соответственно.
Вместе с тем в законопроекте не предлагается каких-либо критериев, руководствуясь которыми уполномоченные органы могут определять наличие указанного нарушения.
Кроме того, в законопроекте содержится определение понятия "действующее разрешение", согласно которому разрешение является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным.
Однако понятие "действующее разрешение" не требует толкования, так как не допускает какой-либо неопределенности.
Законопроектом предлагается установить, что основанием для отказа в выдаче разрешения или признания его недействительным является несоответствие рекламной конструкции требованиям нормативных правовых актов в сфере технического регулирования.
Вместе с тем согласно статье 2 Федерального закона "О техническом регулировании" обязательные требования к продукции могут быть установлены только техническими регламентами.
Кроме того, согласно пункту 4 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Из положений законопроекта (подпункта "п" пункта 1 статьи 1) не ясно, требуется ли удаление информации с рекламной конструкции в случае, если демонтаж рекламной конструкции осуществляется органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, а также возникает ли обязанность собственника недвижимого имущества или иного законного владельца недвижимого имущества удаления информации с рекламной конструкции за свой счет в случае установки рекламной конструкции в отсутствие разрешения (самовольной установки), как это установлено в настоящее время для собственника недвижимого имущества или иного законного владельца недвижимого имущества в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным.
В законопроекте предлагается аннулировать разрешение об установке и эксплуатации рекламной конструкции в случае демонтажа рекламной конструкции ее владельцем в период действия разрешения. Данное предложение ограничивает права владельца рекламной конструкции произвести модернизацию или ремонт рекламной конструкции без существенного изменения ее технических характеристик в период действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Законопроектом предлагается дополнить статью 19 Федерального закона "О рекламе" частью 23.1, в которой вводится понятие регионального государственного надзора за законностью установки и эксплуатации рекламных конструкций и определяются полномочия органов, осуществляющих данный региональный государственный надзор.
Данное предложение требует более тщательного обоснования с точки зрения целесообразности наделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации дополнительными полномочиями также с учетом того, что определение порядка установки рекламных конструкций находится в ведении органов местного самоуправления.
Предлагаемая в законопроекте часть 2 статьи 14.38 и редакция части 4 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не соответствуют предлагаемой законопроектом редакции части 2 статьи 20 Федерального закона "О рекламе".
Часть 1 статьи 5 законопроекта необоснованно предлагает распространить основания для аннулирования или признания недействительными разрешений на установку рекламных конструкций на правоотношения, возникшие до вступления в силу данного законопроекта.
В части 2 статьи 5 законопроекта необоснованно предлагается осуществить пролонгацию ранее заключенных договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на срок не более чем 24 месяца.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.