Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 137900-6 "О внесении изменения в статью 42 Закона Российской Федерации "О недрах" (о порядке определения сбора за участие в конкурсе (аукционе), внесенный Правительством Российской Федерации
(шестой созыв)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 137900-6 "О внесении изменения в статью 42 Закона Российской Федерации "О недрах" (о порядке определения сбора за участие в конкурсе (аукционе) (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается внести изменение в статью 42 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах") в части установления обязательности актов, регулирующих расчет суммы сбора за участие в конкурсах (аукционах) на право пользования участками недр, а также установления полномочий по утверждению указанных актов в зависимости от уровня принятия решений по предоставлению участков недр.
Действительно, действующая редакция Закона "О недрах" не содержит норм, предусматривающих нормативного правового акта, на основании которого возможно определить сумму сбора за участие в конкурсах (аукционах). Действующая норма статьи 42 Закона "О недрах" устанавливающая, что "сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов", по мнению Комитета, допускает субъективизм при осуществлении расчетов, особенно в части "оплаты труда привлекаемых экспертов".
Предложенные изменения будут способствовать повышению прозрачности администрирования расчета сумм сбора за участие в конкурсах (аукционах), что в целом положительно скажется на инвестиционной привлекательности недр Российской Федерации.
Между тем у Комитета к законопроекту имеется ряд предложений.
В первую очередь, вызывает озабоченность вопрос его обеспеченности нормативной базой, регулирующей расчет сумм сбора за участие в конкурсах (аукционах) на право пользования участками недр, особенно со стороны субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 22 октября 1999 года N 185-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу, т.е., учитывая отсутствие в законопроекте установления отдельного порядка вступления его в силу, нормы законопроекта вступят в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "от 22 октября 1999 года N 185-ФЗ" следует читать "от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ"
Таким образом, потенциально возникает ситуация, что после вступления в силу законопроекта при отсутствии подготовленной нормативной правовой базы органам государственной власти различных уровней невозможно будет в полной мере реализовать имеющиеся полномочия.
Комитет считает, что в целях успешной разработки и утверждения необходимой нормативной правовой базы, целесообразно рассмотреть вопрос об установлении сроков вступления его в силу.
Также Комитет предлагает перед вторым чтением обсудить необходимость внесения изменений в статьи 3 и 4 Закона "О недрах", поскольку у федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования полномочия по утверждению порядка расчета суммы сбора за участие в конкурсах (аукционах) на право пользования участками недр в настоящее время не предусмотрены.
Кроме того, следует обратить внимание на то, что Государственной Думой 24 октября 2012 года в первом чтении принят проект федерального закона N 131022-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования процедуры предоставления права пользования участками недр федерального значения), внесенный Президентом Российской Федерации, устанавливающий, что по участкам недр федерального значения при предоставлении их в пользование возможна только процедура аукциона.
Комитет считает, что перед вторым чтением необходимо провести анализ соответствия норм данных законопроектов, и, в случае необходимости, внести соответствующие изменения.
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления законопроект поддержал.
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера концепцию законопроекта также поддержали.
Субъекты Российской Федерации свое отношение к законопроекту, в соответствии со статьей 26.4 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", не высказали.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 137900-6 "О внесении изменения в статью 42 Закона Российской Федерации "О недрах" (о порядке определения сбора за участие в конкурсе (аукционе), внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.