Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 534934-5 "О внесении изменений в статью 61 и статью 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы Н.В. Левичевым, А.В. Беляковым, О.Л. Михеевым, Т.Н. Москальковой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел данный законопроект.
Законопроект вносит изменения в Федеральный закон от 12 июня 2012 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с которыми стационарные и переносные ящики для голосования должны быть изготовлены из полупрозрачного материала, обеспечивающего возможность визуального наблюдения за содержимым ящика и исключающего визуальное наблюдение за результатом заполнения бюллетеня избирателем, участником референдума.
По мнению авторов, принятие данного законопроекта приведет к повышению доверия граждан к власти и поможет восстановить авторитет выборов как инструмент истинного волеизъявления граждан.
Следует отметить, что в соответствии с пунктами "а", "б" и "в" части 9 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" полномочия по организации разработки нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждению указанных нормативов и осуществлению контроля за их соблюдением, а также обеспечению реализации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, отнесены к ведению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Согласно пункту 13 статьи 20 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и иные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума.
В развитие вышеуказанных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральной избирательной комиссией Российской Федерации было принято постановление от 28 мая 2009 года N 162/1152-5 "О нормативах технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации", предусматривающее замену технологического оборудования, не отвечающего установленным в нем нормативам, в срок до 1 января 2016 года. Так, согласно разделу 3 нормативов технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации, утвержденных вышеназванным постановлением, стенки стационарного и переносного ящиков для голосования изготавливаются из легкого ударопрочного полупрозрачного материала светопропускаемостью не менее 25% и не более 40%, исключающего визуальное наблюдение за результатом заполнения бюллетеня избирателем, участником референдума, обеспечивающего возможность определения наполняемости ящика бюллетенями.
Принятие данного законопроекта повлечет за собой внесение изменений в иные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах. Однако, в проекте федерального закона не предусмотрено внесение изменений в иные законы Российской Федерации, регулирующие правоотношения в избирательной сфере, что противоречит пункту 6 статьи 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить данному Федеральному закону.
Также следует отметить, что принятие данного проекта федерального закона потребует дополнительного финансирования не только за счет средств федерального бюджета, но и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
На основании изложенного, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству не поддерживает представленный законопроект и предлагает его к отклонению.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.