Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 43850-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный членом Совета Федерации В.А. Озеровым
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается внести в Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" изменения, предусматривающие, что граждане, работавшие до призыва на военную службу или на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, имеют право трудоустроиться в течение одного месяца после увольнения с военной службы по призыву либо альтернативной гражданской службы на прежнюю работу (должность), за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.
При этом законопроектом предусмотрено, что работодателю предоставляется право заключить срочный трудовой договор с другим работником на время исполнения работы, ранее исполнявшейся работником, призванным на военную службу или направленным на альтернативную гражданскую службу.
Согласно пункту 5 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" за гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях, сохраняется в течение трех месяцев после увольнения с военной службы право на поступление на работу в те же организации, а за проходившими военную службу по призыву - также право на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу.
Пункт 4 статьи 19 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" предусматривает сохранение за гражданином, работавшим до направления на альтернативную гражданскую службу в государственной или муниципальной организации, в течение трех месяцев после его увольнения с альтернативной гражданской службы права поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии - на другую равноценную работу (должность) в той же или, с согласия работника, другой организации.
Таким образом, гражданам, уволенным с военной службы либо с альтернативной гражданской службы и работавшим до призыва (поступления) на военную службу либо до направления на альтернативную гражданскую службу, законодательством предусмотрены гарантии на предоставление прежней работы (должности) в государственных и муниципальных организациях.
Следует также отметить, что Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" относит лиц, уволенных с военной службы, к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите, и при невозможности их трудоустройства в той же организации, где они работали до призыва, помощь в трудоустройстве данной категории граждан осуществляют органы государственной службы занятости населения.
Предлагаемые законопроектом изменения устанавливают возможность возвращения указанных лиц на прежнюю работу (должность) в организации любых организационно-правовых форм, а также и к индивидуальным предпринимателям.
Однако возложение на работодателя обязанности сохранять конкретную должность за указанной категорией граждан приведет к ограничению прав работодателя на осуществление эффективной предпринимательской и иной экономической деятельности и рационального управления имуществом, самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала).
Также указанные изменения могут привести к дискриминации работников с возможно более высокой производительностью труда и квалификацией по сравнению с гражданами, претендующими на трудоустройство после окончания военной службы по призыву или альтернативной гражданской службы.
Кроме того, требование заключать только срочные трудовые договоры с лицами, принимаемыми на должности, ранее занимаемые работниками, призванными на военную службу или направленными на альтернативную гражданскую службу, также ограничит работодателей в осуществлении ими эффективной экономической деятельности.
Полагаем, что данная законодательная инициатива может привести к негативным последствиям для лиц призывного возраста, снизив их конкурентоспособность на рынке труда.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный проект федерального закона.
Заместитель Председателя |
В. Сурков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.