Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 66075-6 "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения отдельного положения статьи), внесенный Законодательным Собранием Республики Карелия
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел в части вопросов его ведения проект федерального закона N 66075-6 "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения отдельного положения статьи) (далее - законопроект), внесенный Законодательным Собранием Республики Карелия (далее - автор законопроекта), и отмечает следующее.
Законопроект, согласно пояснительной записки, разработан в целях установления срока давности привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере природопользования равным сроку давности привлечения к административной ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) охрана окружающей среды представляет собой деятельность, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Кроме того, в силу требований части 1 статьи 4 Закона об охране окружающей среды объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность.
Таким образом Закон об охране окружающей среды рассматривает рациональное использование природных ресурсов (природопользование) как составную часть охраны окружающей среды и выделение в качестве отдельных правонарушений - правонарушения в области охраны окружающей среды и правонарушения в области природопользования не корректно.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства об охране окружающей среды, равно как и за нарушение законодательства в сфере природопользования, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения правонарушения.
Данная правовая позиция поддержана Девятым арбитражным апелляционным судом г. Москвы в Постановлении от 03 июня 2010 года N 09АП-6712/2010-АК по делу N А40-169728/09-139-1193 и ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 29 июля 2009 года по делу N А74-497/09.
Между тем, в Постановлении ФАС Уральского округа от 18 февраля 2010 года N Ф09-608/10-С1 по делу N А71-16101/2009-А25 выражена противоположная позиция, а именно, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Поэтому можно утверждать, что в рассматриваемом вопросе имеется правовая неопределенность содержания норм административного законодательства, которая влечет неоднозначное их понимание и неоднозначное применение, а также создает возможность усмотрения в процессе правоприменения.
Согласимся с позицией автора законопроекта о том, что двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере природопользования является недостаточным для полного и всестороннего установления всех обстоятельств по делу об административном правонарушении и, соответственно, для соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности.
В этой связи, пока понятие, указанное в части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - "_законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды_" не согласуется с наименованием главы 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - "Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования", то не будет обеспечено единообразное понимание и толкование указанной правовой нормы всеми правоприменителями, и не позволит повысить уровень выявляемости и раскрытия правонарушений с сфере природопользования.
На основании изложенного, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии считает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона N 66075-6 "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения отдельного положения статьи), внесенного Законодательным Собранием Республики Карелия.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.