Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 393082-5 "О внесении изменения в статью 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, О.А. Куликовым, И.И. Мельниковым, С.Н. Решульским, В.Г. Соловьевым, А.А. Андреевым, С.П. Обуховым, А.В. Корниенко, В.Ф. Рашкиным, О.Н. Алимовой, а также Г.В. Гудковым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел данный законопроект.
Законопроектом предлагается подпункт "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) дополнить положением о том, что регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктами "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 Федерального закона, только в тех случаях, если вина зарегистрированного кандидата в сокрытии указанных обстоятельств была установлена судом.
В настоящее время согласно норме подпункта "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Установленный пунктом 24 статьи 38 Федерального закона исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата содержит фактические обстоятельства, препятствующие регистрации, и не зависит от наличия вины кандидата.
Авторами законопроекта предлагается устанавливать судом наличие вины зарегистрированного кандидата в сокрытии обстоятельств по следующим основаниям:
отсутствие у кандидата пассивного избирательного права (подпункт "а" пункта 24 статьи 38 Федерального закона);
для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 Федерального закона (подпункт "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона);
сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости, которые должны быть представлены в соответствии в пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона (подпункт "е" пункта 24 статьи 38 Федерального закона);
использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда (подпункт "з" пункта 24 статьи 38 Федерального закона);
превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда (подпункт "и" пункта 24 статьи 38 Федерального закона);
установленный решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона (подпункт "к" пункта 24 статьи 38 Федерального закона);
неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения (подпункт "л" пункта 24 статьи 38 Федерального закона);
установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией (подпункт "о" пункта 24 статьи 38 Федерального закона).
В перечисленных нормах пункта 24 статьи 38 Федерального закона содержатся как основания для отказа в регистрации в связи с формальным невыполнением требований Конституции Российской Федерации и избирательного законодательства, так и основания для отказа в регистрации в качестве меры публично-правовой ответственности.
Вместе с тем, отказ в регистрации, отмена регистрации как мера конституционно-правовой ответственности применяется к кандидату за невыполнение этим кандидатом определенных законом избирательных действий или за нарушение им обязательных для исполнения требований законодательства Российской Федерации, то есть при наличии вины самого кандидата. Данная норма соответствует позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 6 марта 2000 г. N КАС00-97 "Об отмене решения Верховного Суда РФ от 25 февраля 2000 г. N ГКПИ2000-179", что согласно общему правилу ответственность может возникать только при наличии вины лица, не исполнившего обязанность, либо исполнившего ее ненадлежащим образом, и отступления от этого правила допускаются лишь в случаях, специально установленных законом.
Предлагаемое авторами законопроекта изменение правового смысла определения вновь открывшихся обстоятельств в тех случаях, когда установлена ответственность в виде отказа в регистрации кандидата за действия, которые могут быть совершены лишь самим кандидатом, т.е. в случаях, предусмотренных подпунктами "а", "е", "к", "л" пункта 24 статьи 38, представляется излишним, поскольку сокрытие сведений, перечисленных в указанных пунктах, возможно лишь при наличии умысла кандидата о невыполнении обязательных для исполнения требований законодательства Российской Федерации. Более того, реализация предложенной нормы может повлечь неоправданное увеличение сокращенных сроков рассмотрения дел в ходе избирательного процесса.
Кроме того, некоторые обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в регистрации кандидата, могут быть вызваны действиями доверенных лиц кандидата, в связи с чем доказать вину кандидата при совершении указанных действий будет затруднительно. К числу таких обстоятельств относятся нарушения при финансировании избирательной кампании, проведении предвыборной агитации, а также факты подкупа избирателей.
Комитет полагает, что данный вопрос в достаточной степени регулируется действующими нормами и предлагаемые изменения носят избыточный характер.
В этой связи Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству предлагает Государственной Думе данный законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 15 октября 2012 года.
Первый заместитель |
В.И. Лысаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.