Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 47244-6 "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам",
внесенный Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рассмотрен проект федерального закона N 47244-6 "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", внесенный Президентом Российской Федерации (далее - законопроект).
Следует отметить, что в Российской Федерации последовательно наращиваются усилия по законодательному противодействию коррупции.
С 2010 года определенные категории лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, должности государственной службы и должности в государственных корпорациях, представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей.
Представленные за 2009 - 2011 годы сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера образуют базу данных, достаточную для перехода к следующему этапу реализации государственной антикоррупционной политики - этапу контроля за расходами.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 года высказана идея о введении контроля за расходами определенных категорий лиц в тех случаях, когда расходы этих лиц по приобретению земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) явно не соответствуют их доходам.
В целях реализации указанного положения Президентом Российской Федерации подготовлены и внесены проект федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" и проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
Рассматриваемыми законопроектами предлагается установить правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, муниципальные должности на постоянной основе и иные должности, указанные в проекте. Лицо, замещающее одну из указанных должностей, обязано предоставлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, связанных с совершением каждой сделки по приобретению земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) на сумму, превышающую общий доход этого лица и его супруги (супруга) по основному месту их службы (работы) за три последних года, предшествующих совершению сделки, а также об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Законопроектами вводится новая для российского законодательства процедура контроля за соответствием расходов лиц, замещающих одну из указанных должностей, их доходам.
Процедура проверки начинается с информации предоставляемой:
1) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и т.д.;
2) партиями, общероссийскими общественными объединениями;
3) Общественной палатой Российской Федерации;
4) общероссийскими средствами массовой информации.
Должностное лицо, указанное в статье 5 законопроекта N 47244-6, на основании указанной информации принимает решение об осуществлении контроля за расходами. В течение двух дней со дня получения решения об осуществлении контроля, органы, подразделения и должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, информируют лицо, в отношении которого проводятся проверочные мероприятия. У данного лица запрашиваются сведения о его доходах и расходах. Полученная информация проверяется как самостоятельно, так и посредством направления соответствующих запросов в правоохранительные, регистрирующие и иные органы.
Доклад о результатах осуществления контроля направляется должностному лицу, принявшему решение об осуществлении такого контроля.
В соответствии с частью 3 статьи 13 законопроекта, лицо, получившее доклад, информирует вышестоящее должностное лицо об итогах осуществления контроля. Комитетом обращается внимание, что указанная норма не в полной мере соотносится со статьей 5 законопроекта, которой устанавливается, что решение об осуществлении контроля может быть принято руководителем федерального государственного органа, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и иными руководителями.
Таким образом, может сложиться ситуация, при которой лицо, принявшее решение об осуществлении контроля, должно будет проинформировать само себя о его результатах.
По результатам проверки могут быть выявлены следующие факты:
- невыполнение обязанности по предоставлению сведений;
- признаки преступления, правонарушения;
- признаки несоответствия доходов расходам.
Результаты проверки в обязательном порядке доводятся до инициаторов проверки.
Если выявлены факты невыполнения обязанности по предоставлению сведений о сделках, лицо, в отношении которого проводилась проверка, подлежит увольнению.
В случае выявления признаков состава преступления, правонарушения материалы направляются в правоохранительные и иные органы для принятия решения по существу дела.
При выявлении признаков несоответствия доходов расходам материалы направляются в органы прокуратуры Российской Федерации, которые в установленном законодательством гражданско-процессуальном порядке обращаться в суд с иском о взыскании указанного имущества в доход государства.
Комитетом отмечается, что рассматриваемый законопроект является следующим серьезным шагом в развитии антикоррупционного законодательства, а его принятие будет способствовать снижению уровня коррупции.
Следует подчеркнуть, что основные положения рассматриваемого законопроекта были предметом обсуждения Открытого Правительства, в работе над ним принимали участие ведущие представителя гражданского общества.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы безопасности и противодействию коррупции поддерживает проект федерального закона N 47244-6 "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
И.А. Яровая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.