Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 123717-6 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации",
внесенному Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея, Думой Астраханской области
(в части изменения ограничений, связанных с депутатской деятельностью)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 123717-6 предлагается возложить обязанность по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в отличие от действующей редакции, только на депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих свои полномочия на постоянной профессиональной основе.
С этой целью предлагается внести соответствующие изменения в пункт 3.1 статьи 12 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
В связи с этим следует отметить, что действующие ограничения, установленные пунктом 3.1 статьи 12 Федерального закона N 184-ФЗ были внесены Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции". Они направлены на унификацию прав и обязанностей, ограничений и запретов, установленных, в том числе, для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации. При этом указанные меры позволяют обеспечить контроль за приносящей доход деятельностью всех без исключения депутатов, что соответствует требованиям международных актов в сфере противодействия коррупции.
Так, согласно пункту 5 статьи 8 Конвенции Организации объединенных Наций против коррупции каждое государство - участник стремится устанавливать меры и системы, обязывающие публичных должностных лиц предоставлять соответствующим органам декларации, среди прочего, о внеслужебной деятельности, занятиях, инвестициях, активах и о существенных дарах или выгодах, в связи с которыми может возникать коллизия интересов в отношении их функций в качестве публичных должностных лиц. Под публичным должностным лицом в Конвенции понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе государства - участника на постоянной или временной основе, за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности этого лица.
Предлагаемое изменение ограничений, связанных с депутатской деятельностью, не отвечает установленным антикоррупционным требованиям.
К тому же перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года N 1381, относит к государственным должностям субъектов Российской Федерации должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации независимо от условий осуществления ими депутатской деятельности - на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности.
Принятие предлагаемых изменений приведет к установлению различного правового регулирования для депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также к различному регулированию относительно депутатов Государственной Думы, что будет нарушать единство подходов к установлению ограничений для данных категорий лиц.
Кроме того, положения законопроекта не согласуются с пунктами 3.7, 3.8 статьи 12 Федерального закона N 184-ФЗ, регулирующими вопросы предоставления и размещения сведений о доходах депутатов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации вне зависимости от условий осуществления ими депутатской деятельности.
Также положения проекта федерального закона не учитывают установленную статьей 11 Федерального закона N 184-ФЗ возможность осуществления депутатской деятельности не только на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности, но и на профессиональной основе в определенный период.
На основании изложенного Комитет считает, что проект федерального закона N 123717-6 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не может быть поддержан и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.