Письмо Правительства РФ от 19 сентября 2012 г. N 5027п-П9
"Заключение на проект федерального закона N 184116-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу Думой Ставропольского края"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 50, 51, 56 и 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющие виды налоговых и неналоговых доходов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, согласно которым предлагается предусмотреть нормативы зачисления водного налога и платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, по нормативу - 40 процентов в федеральный бюджет и 60 процентов - в бюджеты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации водные объекты находятся в федеральной собственности, за исключением прудов и обводненных карьеров, которые могут находиться в иных формах собственности в зависимости от принадлежности земельных участков, на которых они расположены.
Владение, пользование и распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, в соответствии со статьей 24 Водного кодекса Российской Федерации отнесено к полномочиям Российской Федерации. На основании статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации отдельные полномочия Российской Федерации в области водных отношений переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и на их реализацию бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субвенции из федерального бюджета.
Общий объем субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, определяется по методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 636, исходя из квот забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, выделенных определенному субъекту Российской Федерации, количества жителей, проживающих на территориях, подверженных негативному воздействию вод, и протяженности береговой линии водных объектов в границах поселения.
При этом согласно указанной методике формула расчета общего объема субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, не предусматривает учета сведений об объемах поступлений в бюджет платы за пользование водными объектами и водного налога.
Согласно пункту 1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, в том числе осуществление государственного мониторинга водных объектов, резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в сфере водных отношений, полномочия собственника водных объектов в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с принципом общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, установленным статьей 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся в том числе субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Исполнение органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области водных отношений за счет денежных средств, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации в счет уплаты водного налога, противоречит указанному принципу, установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Кроме того, предлагаемое законопроектом изменение нормативов отчислений налоговых и неналоговых доходов приведет к выпадающим доходам федерального бюджета. Как следует из финансово-экономического обоснования, снижение доходов федерального бюджета составит 8,60 млрд. рублей.
Общий объем поступлений федерального бюджета от уплаты водного налога в 2011 году составил 3,9 млрд. рублей, что соответствует 0,05 процента доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за аналогичный период. Налоговая база водного налога отличается неравномерностью распределения, как в разрезе субъектов Российской Федерации, так и на их территории в разрезе отдельных муниципальных образований. Так, в 2011 году 57 процентов водного налога поступило с территории 10 субъектов Российской Федерации, в которых проживает 22 процента населения страны. При этом 1/3 поступлений пришлось на 3 субъекта Российской Федерации (Ставропольский край, Московская и Костромская области).
Также следует обратить внимание на то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральные законы о внесении изменений в федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и вступающие в силу в очередном финансовом году и в плановом периоде, должны быть приняты не позднее одного месяца до дня внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный проект федерального закона.
Заместитель Председателя |
В. Сурков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 19 сентября 2012 г. N 5027п-П9 "Заключение на проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу Думой Ставропольского края"
Текст письма официально опубликован не был