Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 184699-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Трудовой кодекс Российской Федерации"
(в части уточнения процедуры привлечения иностранной рабочей силы)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на дальнейшее совершенствование правоотношений, возникающих по поводу привлечения и использования иностранной рабочей силы.
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан" и в Трудовой кодекс Российской Федерации.
Изменения, инициируемые в статьи 13.3 и 18 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан", направлены на установление дополнительного основания для отказа иностранному гражданину в выдаче или аннулировании ранее выданного разрешения на работу или патента - факт не достижения им 18-летнего возраста. Именно такой подход в наибольшей степени отвечает как интересам Российской Федерации, так и интересам иностранных работников, позволяя обеспечивать баланс на рынке труда.
Однако отсутствие в настоящее время на уровне базового федерального закона прямого указания на неправомерность участия в трудовых отношениях иностранных граждан, не достигших 18-летнего возраста, приводит к созданию ряда правовых коллизий.
Так, практические вопросы выдачи разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства в настоящее время регулируются межведомственным нормативным правовом актом - приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России и Госкомрыболовства от 11 января 2008 г. N 1/4/1/2 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства", пункт 30.3 которого устанавливает запрет на выдачу иностранным гражданам, не достигшим возраста 18 лет, разрешения на работу.
Тем самым создается внутреннее противоречие законодательства, при котором подзаконный акт (документ, имеющий более низкую юридическую силу) фактически устанавливает дополнительное ограничение прав личности, в то время как законодательный акт такого ограничения не предусматривает. Таким образом, нарушаются требования статьи 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой ограничение прав лица возможно только на основании федерального закона.
Более того, выявляется еще одна коллизия, связанная с несогласованностью норм, регулирующих порядок привлечения иностранной рабочей силы, и положений Трудового кодекса Российской Федерации по вопросу определения возраста, по достижении которого допускается заключение с лицом трудового договора. Статьей 63 Трудового кодекса установлено, что в общем случае вступление в трудовые правоотношения возможно с 16 лет, в то время как приведенный межведомственный приказ устанавливает иной возрастной критерий для иностранных работников - достижение ими 18 лет. При этом согласно статье 5 Трудового кодекса, "нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу". Таким образом, приведенный межведомственный приказ, помимо Конституции Российской Федерации, вступает в противоречие и с федеральным трудовым законодательством.
В целях устранения указанных правовых коллизий, предлагается с учетом требований части пятой статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации дополнить статью 63 Трудового кодекса нормой, устанавливающей изъятие из общего порядка заключения трудовых договоров в отношении трудовых договоров, заключаемых с иностранными работникам.
Принятие федерального закона не изменит существующего в настоящее время порядка выдачи иностранным гражданам разрешений на работу и, как следствие, не повлечет возникновения дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Трудовой кодекс Российской Федерации" не повлечет изменения финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов, федеральных конституционных законов, законов РСФСР и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.