Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 17 июля 2012 г. N 3.4-02/896
на проект федерального закона N 45441-6 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 10 июля 2012 года.
Федеральный закон согласно пункту "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (далее - Соглашение) подписано в городе Вашингтоне 13 июля 2011 года и направлено на создание правовой базы для развития сотрудничества между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки c целью обеспечения защиты прав и наилучших интересов усыновленного ребенка.
В основе Соглашения лежат принципы и положения Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., участницей которой является Российская Федерация, и Конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления от 29 мая 1993 г., подписанной Российской Федерацией 7 сентября 2000 г.
Соглашение является одним из первых двусторонних международно-правовых актов подобного рода в российской договорной практике, позволяющим на международном уровне закрепить гарантии и обеспечить защиту прав усыновленных детей (наряду с Соглашением между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей и Договором между Российской Федерацией и Французской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей).
В преамбуле Соглашения подчеркивается, что международное усыновление ребенка возможно только в случаях, если в государстве происхождения невозможно найти для него подходящую семью, и должно осуществляться на основе уважения фундаментальных ценностей и принципов обоих государств.
В статье 3 Соглашения прямо указывается, что Россия и США (далее - Стороны) принимают все необходимые меры для предотвращения и пресечения незаконной деятельности в отношении усыновляемых детей, в том числе связанной с извлечением из усыновления неправомерного дохода, похищением, подменой, торговлей детьми, эксплуатацией детского труда, сексуальным насилием над детьми и сексуальной эксплуатацией детей.
Соглашением также предусмотрено сотрудничество органов государственной власти Сторон, отвечающих за координацию и взаимодействие в сфере международного усыновления. В частности, исполнительные органы (со стороны России - Министерство образования и науки РФ, со стороны США - Государственный департамент США) не менее одного раза в год должны обмениваться информацией о перечне органов или организаций, наделенных полномочиями в соответствии с национальным законодательством по осуществлению деятельности в области международного усыновления.
Соглашением устанавливается, что усыновление ребенка из Российской Федерации может осуществляться только при содействии уполномоченной организации (кроме усыновления ребенка родственниками). Кроме того, подробно прописана процедура самого усыновления (ст.ст. 7-13), предусмотрен механизм контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей. Принципиальным положением является установленная статьей 10 Соглашения обязанность кандидатов в усыновители пройти соответствующую социально-психологическую подготовку и представить официальное заключение о своей "пригодности и правомочности" усыновить ребенка.
Соглашением определяется порядок приобретения усыновленным ребенком гражданства принимающего государства и сохранения гражданства государства происхождения, а также объем прав усыновленного ребенка на территории принимающего государства.
Вместе с тем, необходимо обратить внимание на положения, которые в дальнейшем могут вызвать необходимость толкования для целей правоприменения.
Так, в ряде статей Соглашения используется понятие "отмена усыновления и/или переустройство ребенка в другую семью", не используемое в российском законодательстве. В Семейном кодексе Российской Федерации содержится только понятие "устройство детей, оставшихся без попечения родителей", а возможными формами устройства являются не только усыновление как приоритетная форма устройства, но также опека (попечительство), приемная либо патронатная семья, а при отсутствии возможности осуществить перечисленное - организация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом наряду с понятием "переустройство ребенка в другую семью" используется понятие "новое усыновление", которое также требует толкования для целей правоприменения.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 13 Соглашения усыновленный ребенок приобретает гражданство принимающего государства "не позднее момента въезда на законных основаниях на территорию принимающего государства". Такой ребенок также сохраняет гражданство государства происхождения. Однако, согласно пункту 3 указанной статьи, до приобретения гражданства принимающего государства государство происхождения осуществляет юрисдикцию в отношении такого ребенка в соответствии с нормами международного права. В связи с этим обращаем внимание на то, что по смыслу Соглашения до въезда ребенка на территорию принимающего государства он находится на территории государства происхождения, которое осуществляет над ним юрисдикцию в соответствии с национальным законодательством, а не нормами международного права.
Указанные замечания не препятствуют ратификации Соглашения.
Важно отметить, что при разработке Соглашения учтена большая часть рекомендаций "круглого стола" на тему "Взаимоотношения России и США в области международного усыновления: перспективы заключения двустороннего договора", проведенного Комитетом Совета Федерации по международным делам и Комитетом Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению в июне 2010 года.
Реализация Соглашения не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
По мнению Комитета по международным делам, ратификация Соглашения в целом отвечает интересам Российской Федерации и будет способствовать созданию механизмов эффективной защиты прав и законных интересов российских детей, усыновленных гражданами Соединенных Штатов.
Соглашение подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части определения ряда терминов содержит положения, не предусмотренные российским законодательством, и поскольку предметом Соглашения являются основные права и свободы человека и гражданина.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Комитет Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике и Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживают ратификацию Соглашения. Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по указанному Федеральному закону положительное.
На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей".
Председатель Комитета |
М.В. Маргелов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.