Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам
по проекту федерального закона N 50654-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам (Комитет-соисполнитель) рассмотрел в соответствии с Решением Совета Государственной Думы от 12.04.2012г. N 21 проект федерального закона N 50654-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", внесенный депутатами Государственной Думы А.Л. Маркиным, В.В. Парахиным и отмечает.
Указанный законопроект, как следует из пояснительной записки к нему направлен на совершенствование и упрощение существующего порядка определения правового режима использования земель путем проведения зонирования, а также исключения института категории земель как способа определения разрешенного использования земельных участков, дублирующего институт территориального планирования и градостроительного зонирования. Деление земель на категории, как основание определения их правового режима, имеет ряд существенных недостатков.
К 1 января 2013 года должны быть разработаны и утверждены правила землепользования и застройки во всех поселениях, городских округах. При отсутствии указанного документа вступает в силу запрет на предоставление для строительства земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на выдачу разрешения на строительство, на изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Законопроектом вносятся изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы.
Комитет, с учетом мнения Минсельхоза России, обращает внимание на следующее.
Исключение из законодательства такой категории, как земли сельскохозяйственного назначения, которые являются главным средством производства в сельском хозяйстве при обеспечении продовольственной безопасности страны, противоречит ранее принятым принципам формирования специального правового режима в отношении таких земель и создает серьезные риски потери значительной части сельскохозяйственных угодий.
Определяющую роль в обеспечении продовольственной безопасности, как это определено Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120, играет сельское хозяйство, основным средством производства в котором является земля сельскохозяйственного назначения.
По данным Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения в структуре земельного фонда Российской Федерации являются крупнейшей категорией земель после земель лесного фонда и составляет около 400,0 млн, га или 23,4 процента от площади земельного фонда.
Основные направления государственной экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации должны осуществляться, в том числе, путем расширения посевов сельскохозяйственных культур, вовлечения неиспользуемых пахотных земель в хозяйственный оборот, сохранения и восстановления их почвенного плодородия.
Однако предлагаемая законопроектом упрощенная система управления земельными ресурсами путем исключения из земельного законодательства категории земель сельскохозяйственного назначения с предлагаемым переходом на территориальное зонирование в отношении земель сельскохозяйственного назначения нарушает основные принципы земельного законодательства и, в первую очередь, приоритет охраны земли как важнейшего средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества и приоритет сохранения особо ценных земель, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
Указанные нововведения приведут, по мнению Комитета, к массовой потере ценных и особо ценных сельскохозяйственных земель, снижению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и нарушению агроландшафтов, являющихся национальным достоянием России.
Таким образом, реализация норм, предусматриваемых законопроектом, создаст дополнительные значимые риски (угрозу) для обеспечения продовольственной безопасности страны.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 50654-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и предлагает Государственной Думе отклонить указанный законопроект при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.В. Панков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.