Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 50654-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", внесенный депутатами Государственной Думы А.В. Кнышовым, А.Л. Маркиным, В.В. Парахиным
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по культуре рассмотрел внесенный депутатами Государственной Думы А.В. Кнышовым, А.Л. Маркиным, В.В. Парахиным проект федерального закона N 50654-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке законопроект направлен на совершенствование и упрощение существующего порядка определения правового режима использования земель путем проведения зонирования, а также исключения института категории земель как способа определения разрешенного использования земельных участков, дублирующего институт территориального планирования и градостроительного зонирования.
В качестве социально-экономических последствий принятия данного законопроекта в пояснительной записке определены: укрепление института собственности, исключение дублирующих правовых институтов, обеспечение единообразного порядка установления и изменения разрешенного использования земельных участков, повышение эффективности управления земельными ресурсами, развитие системы планирования и зонирования территорий в целях обеспечения их устойчивого развития.
Концептуальная направленность законопроекта не вызывает принципиальных возражений, однако, при этом следует отметить, что положения законопроекта, затрагивающие вопросы обеспечения сохранности территорий объектов культурного наследия и их зон охраны нуждаются в существенной доработке.
Изменениями, вносимыми подпунктом "а" пункта 1 Статьи 1 законопроекта в Земельный кодекс Российской Федерации, предлагается новая редакция подпункта 6 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, не предусматривающая раскрытия понятия "особо охраняемые земли" и понимания того, какие именно земли к ним относятся.
При этом законопроектом статью 7 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающую такую категорию земель как "земли особо охраняемых территорий и объектов", а также главу XVII Земельного кодекса Российской Федерации "Земли особо охраняемых территорий и объектов", статьи 94 и 99 которой относят к землям особо охраняемых территорий земли историко-культурного назначения, предлагается признать утратившими силу.
Таким образом, содержащийся в законопроекте термин "особо охраняемые земли" с точки зрения законодательства об объектах культурного наследия не содержит смысловой нагрузки.
Пункт 4 проектируемой статьи 77 Земельного кодекса следует дополнить положением, предусматривающим участие соответствующего органа охраны объектов культурного наследия в процедуре утверждения классификатора видов разрешенного использования в части определении вида разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах территорий объектов культурного наследия.
Пункт 5 проектируемой статьи 77 Земельного кодекса следует дополнить положением, предусматривающим установление видов разрешенного использования земельных участков в границах территорий памятников и ансамблей в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране объектах культурного наследия.
В подпункте 2 части 1 проектируемой статьи 91 Земельного кодекса Российской Федерации излишне упоминание и памятников истории и культуры и объектов культурного наследия, так как это идентичные понятия.
Частью 2 проектируемой статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок принятия решений об установлении границ охранной или защитной зоны, противоречащий порядку утверждения границ зон охраны объектов культурного наследия, определенному Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Неприемлемым в отношении зон охраны объектов представляется положение части 1 проектируемой статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации, которым вводится право собственников, арендаторов, землепользователей или землевладельцев требовать возмещения убытков в случаях, оговоренных данным пунктом. Учитывая наличие в стране десятков тысяч объектов культурного наследия, находящихся на государственной охране, вокруг которых должны быть установлены зоны охраны, реализация предлагаемой нормы потребует значительных расходов бюджетов различных уровней, в том числе федерального.
Нецелесообразна с точки зрения обеспечения сохранности территорий памятников и ансамблей замена действующей редакции пункта 1 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой на указанные территории не распространяется действие градостроительного регламента, на редакцию проектируемого пункта 4.1 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой на территории памятников и ансамблей не распространяется действие только предельных параметров строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах указанных территорий.
Проектируемую статью 10 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (статья 19 законопроекта) необходимо дополнить положениями об учете сведений о территориях объектов культурного наследия.
В связи с изложенным Комитет по культуре полагает необходимой существенную доработку указанного законопроекта с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
С.С. Говорухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.