Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 50654-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", внесенному депутатами Государственной Думы А.Л. Маркиным, В.В. Парахиным
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 24 мая 2012 года (протокол N 28, пункт 51) Комитетом Государственной Думы по охране здоровья рассмотрен проект федерального закона N 50654-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", внесенный депутатами Государственной Думы, А.Л.Маркиным, В.В.Парахиным.
Законопроектом предлагается внести множественные изменения в Земельный, Градостроительный, Водный, Лесной и Гражданский кодексы Российской Федерации, федеральные законы - "О связи", "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", "Об особо охраняемых природных территориях", "Об экологической экспертизе", "Об охране озера Байкал", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", "О государственном кадастре недвижимости", "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также признать утратившим силу Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Цель всех изменений - исключение из законодательства понятия о категории земель и введение норм о составе и видах территориальных зон, в границах которых будет устанавливаться "разрешенное использование" земель.
Авторы указывают в пояснительной записке, что законопроект разработан в соответствии с Планом мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 г. N 982-р.
Необходимость совершенствования правового регулирования градостроительной деятельности, осуществления контрольно-надзорных и разрешительных функций, а также оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности не вызывает возражений, однако Правительство Российской Федерации определило Минэкономразвития России исполнителем по пункту Плана об отмене деления земель на категории, поэтому целесообразно ознакомиться с мнением Правительства Российской Федерации по данному вопросу и сравнить разрабатываемый Минэкономразвития России проект с проектом, внесенным депутатами Государственной Думы.
В части норм законопроекта, затрагивающих вопросы охраны здоровья граждан Российской Федерации, следует отметить следующее.
В соответствии с Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемых природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.
Авторы предлагают изменить наименование указанного закона - "О природных лечебных ресурсах", а также исключить из него понятия "лечебно-оздоровительная местность", "курорт", "курортное дело". Кроме того, лечебно-оздоровительные местности и курорты предлагается исключить из перечня особо охраняемых территорий, установленного Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", и перевести их в зоны рекреационные.
Следует отметить, что курорты отличаются от рекреационных зон, так как имеют в своем составе кроме природных лечебно-оздоровительных ресурсов (источников минеральных вод, лечебных грязей, благоприятного климата) систему технических (питьевые галереи, ванные здания, бассейны, курортные парки и т.д.) и медико-организационных ресурсов, а также лечебно-профилактические учреждения - санатории и курортные поликлиники, оказывающие медицинскую (санаторно-курортную) помощь больным самого различного профиля. Рекреационные зоны обладают лишь природными оздоровительными ресурсами и используются с целью оздоровления и профилактики хронических заболеваний у лиц, не нуждающихся в специальном лечении.
Исключение понятия "курорт" из законодательства приведет к отказу от санаторно-курортного лечения, предусмотренного Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и законодательством о социальном обеспечении различных категорий граждан, в том числе инвалидов и ветеранов, детей, а затем и к ликвидации санаторно-курортных организаций, увольнению десятков тысяч медицинских работников и обслуживающего персонала, массовому росту безработицы, так как санатории часто являются единственным местом работы для жителей прилегающих территорий.
Предлагаемые изменения могут, по сути, привести к разрушению всей санаторно-курортной отрасли, медицинская и экономическая эффективность которой не требуют доказательств.
Исключение лечебно-оздоровительных местностей и курортов из категории земель особо охраняемых территорий может повлечь за собой утрату рекреационно-курортных ресурсов, что негативно отразится на здоровье граждан Российской Федерации, так как медицинская реабилитация лиц с сердечно-сосудистыми заболеваниями, туберкулезом, нарушениями опорно-двигательного аппарата и заболеваниями спинного мозга в санаторно-курортных учреждениях является наиболее эффективным методом лечения.
Полагаем, что предлагаемые изменения абсолютно неоправданны и недопустимы, так как приведут к существенному ограничению использования особо ценных земельных ресурсов, потере уникальных природных лечебных местностей, снижению уровня здоровья населения страны.
Учитывая изложенное Комитет считает необходимым отклонить предлагаемый законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
С. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.