Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 34601-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления возможности передачи военного недвижимого имущества в собственность муниципальных районов) - внесен членом Совета Федерации В.А. Озеровым, депутатом Государственной Думы М.Л. Шаккумом
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 34601-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления возможности передачи военного недвижимого имущества в собственность муниципальных районов), внесен депутатом Государственной Думы М.Л. Шаккумом, членом Совета Федерации В.А. Озеровым (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается распространить порядок передачи военного имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, урегулированный Федеральным законом от 08.12.2011 года N423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон 423-ФЗ), не только на случаи передачи данного имущества в собственность поселений и городских округов, но и на случаи передачи военного недвижимого имущества в собственность муниципальных районов.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона 423-ФЗ предусматривается, что безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки). При этом не предусматривается возможность передать военное недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, в собственность муниципальных районов по правилам, предусмотренным указанным законом.
Из данной нормы следует, что в муниципальную собственность поселений и городских округов согласно положениям Закона 423-ФЗ подлежат передаче объекты недвижимого имущества различного целевого назначения (социального, медицинского, культурного, производственного).
Вместе с тем, необходимо отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон 131-ФЗ) имущество, предназначенное для решения установленных указанным Федеральным законом вопросов местного значения может находиться в собственности соответствующих муниципальных образований.
Так, частью 3 статьи 50 Закона 131-ФЗ предусматривается, что в собственности муниципальных районов могут находиться, в частности:
- автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;
- имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также для предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;
- имущество, предназначенное для создания условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района.
Положениями Закона 131-ФЗ установлено, что возможность передачи в муниципальную собственность поселений отдельных видов недвижимого имущества связана с нахождением таких объектов в границах населенных пунктов на территории поселения или назначением такого имущества, предполагающим его использование для определенных целей.
Учитывая изложенное, городские и сельские поселения в силу положений статьи 50 Закона 131-ФЗ лишены возможности принять в муниципальную собственность отдельные объекты военного недвижимого имущества, которые более не используются для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, если такое имущество (например, автомобильная дорога на территории поселения) расположено на земельном участке за пределами границ населенного пункта такого поселения. При этом муниципальный район также не имеет возможности воспользоваться специальным порядком принятия такого имущества в муниципальную собственность, предусмотренным Законом 423-ФЗ, что негативно сказывается на техническом состоянии подобных объектов, ведет к их неизбежному разрушению.
Имущество, необходимое для решения вопросов местного значения муниципальных районов, не может быть передано в муниципальную собственность городских и сельских поселений и при необходимости подлежит передаче в собственность муниципального района исключительно в порядке, урегулированном статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 года N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", что, в свою очередь, предполагает подготовку иного более широкого перечня документов и необходимость реализации иных более длительных процедур.
По мнению Комитета, законопроект может быть поддержан, поскольку он направлен на совершенствование порядка передачи военного недвижимого имущества в муниципальную собственность, а его принятие позволит муниципальным образованиям решить ряд проблем, возникающих в связи с нахождением на их территории неиспользуемого в целях обороны и безопасности государства военного имущества, в том числе находящегося в ненадлежащем для эксплуатации состоянии. Установление возможности передачи такого имущества в собственность муниципальных районов по специальной (упрощенной) процедуре будет способствовать процессу вовлечения таких объектов в хозяйственный оборот, устойчивому развитию территорий, привлечению инвестиций и решению социально важных задач муниципальных образований.
Кроме того, законопроект направлен на решение проблем, связанных с передачей в муниципальную собственность объектов военного недвижимого имущества, находящихся на межселенных территориях (вне границ поселений).
Вместе с тем, следует отметить, что согласно Закону 423-ФЗ передаче в муниципальную собственность поселений, городских округов подлежит всё указанное в части 1 статьи 2 Закона 423-ФЗ военное недвижимое имущество (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), расположенное на земельных участках, проведение государственного кадастрового учета которых для целей передачи имущества не требуется.
Такой подход к решению вопроса о передаче военного недвижимого имущества, не используемого для обеспечения обороны страны и безопасности государства, в муниципальную собственность обусловлен отсутствием документации на многие здания, сооружения, отсутствием сформированных земельных участков под зданиями, сооружениями, а также необходимостью повышения заинтересованности органов местного самоуправления поселений, городских округов в принятии в муниципальную собственность объектов жилого фонда и коммунальной инфраструктуры, находящихся зачастую в изношенном состоянии.
Законопроект предусматривает возможность передачи указанного военного недвижимого имущества в собственность муниципальных районов. При этом механизм принятия решения о передаче имущества в собственность того или иного муниципального образования, в том числе исходя из вопросов местного значения, не предусматривается. Такой подход на практике может привести к возникновению коллизий и пересечению интересов поселений и муниципальных районов, учитывая, что в соответствии с Законом 423-ФЗ передаче в муниципальную собственность подлежат, в том числе, расположенные в границах военных городков объекты, строительство которых не завершено, незастроенные земельные участки, назначение которых, как один из основных критериев, позволяющих определить, в собственность какого именно муниципального образования (поселения или района) подлежит передаче военное имущество, не всегда возможно установить.
Нельзя отрицать возможность возникновения ситуации, при которой, исходя из перечня вопросов местного значения поселений и муниципальных районов, отдельные объекты недвижимости, находящиеся в границах военного городка, будут подлежать передаче в собственность муниципального района, а другие - в собственность поселения. В этой связи представляется актуальным вопрос о формировании земельных участков, занятых такими объектами, описании местоположения их границ, а также согласование таких границ между органами местного самоуправления муниципального района и поселения. При этом действующим законодательством (статья 39 Федерального закона от 24.07.2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости") урегулирована процедура согласования границ лишь тех земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости и права на которые надлежащим образом оформлены.
По указным причинам реализация законопроекта в представленном виде не всегда может гарантировать отсутствие спорных вопросов между органами местного самоуправления поселений и муниципальных районов о местоположении границ передаваемых в их собственность земельных участков. При этом такие споры должны быть разрешены до принятия решения о передаче недвижимого имущества, что может повлечь необходимость установления местоположения границ земельных участков путем определения координат характерных точек таких границ, а также проведения государственного кадастрового учета земельных участков, что, в свою очередь, существенно затянет сроки принятия указанных решений.
Таким образом, ко второму чтению требует дополнительного обсуждения и детальной проработки вопрос о критериях и порядке передачи объектов военного недвижимого имущества, расположенных в границах одного военного городка, в собственность муниципального района в соответствии с положениями Закона 423-ФЗ с учетом недопустимости затягивания данного процесса во времени и необходимости установления правил определения объектов, подлежащих передаче в собственность поселения или собственность муниципального района.
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству поддерживает проект федерального закона N 34601-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с учетом высказанных замечаний и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.