Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 50480-6 "О территориальной юрисдикции Арбитражного суда Московской области и Арбитражного суда города Москвы",
внесенный Высшим Арбитражным судом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается распространить юрисдикцию Арбитражного суда Московской области на территорию Московской области по состоянию на 1 июля 2012 г. и территорию, перешедшую в состав территории города Москвы из состава территории Московской области вследствие изменения с указанной даты границы между данными субъектами Российской Федерации.
Вместе с тем статьей 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" к федеральным судам отнесены арбитражные суды субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 25 указанного Федерального конституционного закона полномочия, а также порядок образования и деятельности арбитражного суда субъекта Российской Федерации устанавливаются Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон).
В соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона в систему арбитражных судов в Российской Федерации входят арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах.
Арбитражные суды первой инстанции создаются и действуют по территориальному принципу - в рамках субъекта Российской Федерации действует один арбитражный суд.
Таким образом, в указанных статьях закрепляется принцип совпадения территории субъекта Российской Федерации и юрисдикции арбитражного суда, то есть арбитражные суды субъектов Российской Федерации распространяют свою юрисдикцию именно на территорию соответствующего субъекта.
Следовательно, нормы статьи 34 Федерального конституционного закона, согласно которым на территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, означают, что компетенция одного арбитражного суда может быть распространена на территорию нескольких субъектов в целом и не может включать в себя часть территории субъекта Российской Федерации.
Положение о том, что судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов, означает лишь возможность учреждения на территории одного субъекта Российской Федерации нескольких арбитражных судов, например, Арбитражный суд города Москвы N 1, Арбитражный суд города Москвы N 2 и т.д., но не судов других субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем необходимо отметить, что некоторыми федеральными конституционными законами, регулирующими порядок функционирования судов на территориях образованных субъектов Российской Федерации, предусматриваются положения, согласно которым юрисдикция федеральных судов может быть сохранена на определенный период, но после его завершения должен быть сформирован суд образованного субъекта Российской Федерации либо юрисдикция на территории образованного субъекта Российской Федерации (а не на ее части) должна быть передана суду одного из субъектов Российской Федерации, участвующих в объединении.
В связи с изложенным Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя |
В. Сурков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.