Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности от 15 ноября 2012 г. N 3.9-24/2
по проекту федерального закона N 368794-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных накопительных кооперативах" (в части изменения правового положения жилищных накопительных кооперативов) - внесен Белгородской областной Думой, депутатом Государственной Думы Ю.А. Селивановым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рассмотрел указанный проект федерального закона и по его существу отмечает следующее.
Законопроект вносит в Федеральный закон "О жилищных накопительных кооперативах" ряд изменений, существенным образом изменяющих правовое положение жилищных накопительных кооперативов (ЖНК) и их членов.
Основными новеллами законопроекта являются:
- возможность участия в жилищных накопительных кооперативах наряду с гражданами также юридических лиц;
- возможность приобретения членом ЖНК не только квартиры или жилого дома, но и иного жилого помещения, относящегося к таковым в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть жилого дома, часть квартиры, комната);
- установление внесудебного порядка исключения члена жилищного накопительного кооператива из кооператива;
- увеличение установленного предела стоимости приобретения прав на строящиеся в порядке долевого участия жилые помещения и стоимости строящихся кооперативами жилых помещений по отношению к стоимости имущества кооператива с двадцати до пятидесяти процентов;
- установление возможности жилищным накопительным кооперативам закреплять в своих уставах положения, предусматривающие возможность выплаты выбывшему члену кооператива или другим имеющим право на пай лицам в трёхдневный срок со дня прекращения членства в кооперативе сумм внесённых паенакоплений, при условии, что это не повлечёт нарушения нормативов оценки финансовой устойчивости кооператива;
- предоставление жилищным накопительным кооперативам права самостоятельно определять минимальный срок внесения членом кооператива части паевого взноса, после внесения которой возникает право на приобретение или строительство кооперативом жилого помещения для члена кооператива.
Комитет по вопросам собственности в целом поддерживает и положительно оценивает усилия авторов законопроекта по совершенствованию законодательства, направленного на решение жилищных проблем граждан.
Вместе с тем, по рассматриваемому законопроекту имеются серьезные замечания, которые ставят под сомнение необходимость и целесообразность принятия законопроекта в представленной редакции.
Так, по вопросу возможности членства в жилищных накопительных кооперативах юридических лиц и привлечения их денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений Комитет отмечает, что целью Федерального закона "О жилищных накопительных кооперативах" являются правовые, экономические и организационные основы деятельности жилищных накопительных кооперативов по привлечению и использованию денежных средств граждан - своих членов на приобретение или строительство жилых помещений в целях передачи их в пользование и после внесения паевых взносов в полном размере в собственность членам жилищных накопительных кооперативов, а также установление гарантий защиты прав и законных интересов граждан - членов жилищных накопительных кооперативов. Следует принимать во внимание, что жилищный накопительный кооператив является некоммерческой организацией и выполняет социальную роль. При внесении предполагаемых законопроектом изменений жилищные накопительные кооперативы фактически будут выполнять роль коммерческих организаций, что не соответствует правой природе жилищного накопительного кооператива. Также прямое участие юридических лиц в деятельности ЖНК в качестве его членов (тем более без законодательно определенных пределов такого участия) может привести к возникновению диспропорций в деятельности ЖНК и ущемлению прав других членов кооператива. Могут возникнуть серьезные риски финансовых потерь для кооператива и граждан - членов ЖНК в случае ухудшения финансового положения или банкротства юридического лица - члена кооператива, а также в случае выхода такого юридического лица из кооператива. Соответственно, указанные изменения Комитетом не могут быть поддержаны.
Спорными являются положения законопроекта о предоставлении возможности приобретения членами кооператива части жилого дома, части квартиры, комнаты, поскольку одной из целей государственной жилищной политики является устранение из гражданского оборота таких жилых помещений как часть жилого дома, часть квартиры и комнаты, так как подобного рода жилые помещения не в полной мере удовлетворяют жилищные потребности граждан. Такие объекты жилищных прав способствуют возникновению судебных споров о порядке владения и пользования помещением в целом. Включение указанных видов жилых помещений в часть первую статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации само по себе не изменяет общего курса государства на удовлетворение потребностей граждан в полноценном комфортном жилье.
Комитет считает недостаточно обоснованными положения законопроекта об увеличении стоимости приобретения прав на строящиеся в порядке долевого участия жилые помещения и стоимости строящихся ЖНК жилых помещений по отношению к стоимости имущества кооперативов с двадцати до пятидесяти процентов, поскольку суть жилищных накопительных кооперативов состоит именно в накоплении средств на приобретение жилья для граждан. Деятельность ЖНК направлена на приобретение квартир для его членов в уже построенных домах. С учетом имеющихся фактов неисполнения застройщиками своих обязательств перед участниками долевого строительства такое существенное увеличение доли средств, направляемых кооперативом в долевое строительство, увеличит риски граждан - членов ЖНК и снизит финансовую устойчивость кооператива.
Вызывает возражения положения законопроекта об установлении внесудебного порядка исключения из кооператива его членов в кооперативах с числом членов менее двухсот. Судебный порядок исключения предполагает определенные гарантии прав членов кооператива, тем более что основания для исключения сформулированы с использованием оценочных категорий. Общим принципом должен быть именно судебный порядок одностороннего прекращения гражданских правоотношений, если иное не установлено сторонами правоотношений. Как представляется, действующее законодательное регулирование вопроса принудительного прекращения членства в кооперативе является сбалансированным и не требует корректировки.
В целом, по оценке Комитета, реализация содержащихся в законопроекте положений может привести к возрастанию рисков финансовых потерь для граждан в связи с их членством в жилищных накопительных кооперативах. Соответственно, в данной редакции законопроект не может быть поддержан Комитетом.
Основываясь на изложенном, Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рекомендует Государственной Думе отклонить рассматриваемый законопроект при рассмотрении его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.