Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку
по проекту федерального закона N 92982-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности" (утв. решением Комитета от 22 ноября 2012 г. N 28/5)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 92982-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности", Комитет Государственной Думы по финансовому рынку отмечает следующее.
Законопроектом предлагается отменить лицензирование таких видов деятельности, как перевозки грузов морским и внутренним водным транспортом, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте и в морских портах, а также деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом, внеся соответствующие изменения в статью 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Одновременно предлагается внести изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, федеральные законы "О морских портах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "О почтовой связи", "О связи", прописав в них требования к обязательному страхованию гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц при осуществлении указанных видов деятельности.
В этой связи Комитет считает необходимым отметить, что обязательное страхование гражданской ответственности направлено прежде всего на обеспечение возмещения вреда потерпевшим в случаях, когда такой вред уже был причинен в результате ненадлежащих действий (бездействия) юридического лица или индивидуального предпринимателя. В то же время целью лицензирования является предотвращение самого факта причинения вреда или возникновения иных неблагоприятных последствий от деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за счет постоянного контроля за качеством работ или услуг, выполняемых или оказываемых лицензиатами. В связи с изложенным в целом предлагаемые проектом изменения не представляются соотносимыми по степени защиты прав граждан.
Кроме того, как было отмечено выше, проектом предлагается заменить лицензирование отдельных видов деятельности обязательным страхованием гражданской ответственности. Согласно пункту 3 статьи 936 Гражданского кодекса Российской Федерации федеральным законом, вводящим обязательное страхование, должны быть определены объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм. Вместе с тем в частях 2, 3, 5 статьи 1 законопроекта объекты страхования и страховые риски сформулированы недостаточно четко либо не определены вовсе, при ознакомлении с содержанием перечисленных частей не возникает однозначного и определенного понимания того, какой вид ответственности (договорная или деликтная) страхуется. При этом в части 4 статьи 1 проекта предполагается страховать гражданскую ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору оказания услуг почтовой связи, что, на наш взгляд, должно являться предметом добровольного, а не обязательного страхования.
Что касается минимальных размеров страховых сумм, то сам проект их не определяет, а делегирует это полномочие Правительству Российской Федерации без установления каких-либо критериев или направлений нормотворчества. Вместе с тем, неопределенность делегированных Правительству Российской Федерации полномочий уже была предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации и приводила к признанию отдельных норм ряда федеральных законов не соответствующими Конституции Российской Федерации (см., например, постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 6-П от 31 мая 2005 года).
Условием допуска страховщика к заключению соответствующих договоров страхования проект выдвигает требование к членству страховщика в профессиональных объединениях страховых организаций. Полагаем, что указанное положение нуждается в конкретизации, например, в Законе Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", в частности, в определении принципов образования, задач и целей деятельности таких объединений.
Содержащееся в проекте положение о том, что требование о выплате страхового возмещения по договору страхования должно быть предъявлено потерпевшими в течение срока исковой давности, не соответствует статье 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом (т.е. может быть предъявлено) независимо от истечения срока исковой давности, но если сторона в споре заявит об истечении срока исковой давности, то это является основанием для вынесения судом решения об отказе в иске.
Также следует иметь в виду, что нормативные правовые акты, в которые предлагается внести изменения, со дня внесения законопроекта претерпели существенные изменения, а Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" утратил силу.
В связи с вышеизложенным Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе отклонить во втором чтении проект федерального закона N 92982-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности" в связи с утратой актуальности.
Председатель Комитета |
Н.В. Бурыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.