Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 94170-6 "О внесении изменений в статьи 14, 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части корректировки формулировок вопросов местного значения), внесенный членами Совета Федерации А.И. Александровым, С.М. Киричуком, М.Н. Пономаревым, А.М. Чернецким, В.А. Штыровым, а также В.В. Якубовским в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 94170-6 "О внесении изменений в статьи 14, 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предлагается установить, что к вопросам местного значения поселения, муниципального района и городского округа относится разработка муниципального плана по противодействию коррупции и осуществление мер по его реализации в поселении, муниципальном районе, городском округе соответственно.
В действующей редакции Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения, муниципального района и городского округа относится осуществление мер по противодействию коррупции.
Согласно статье 2 Федерального закона N 131-ФЗ вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом N 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления издают муниципальные правовые акты (пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ). К муниципальным правовым актам следует относить и муниципальные планы. Таким образом, разработка муниципальных планов и их реализация - это один из способов осуществления полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а не вопрос местного значения как таковой. Соответственно разработку муниципального плана по противодействию коррупции и осуществление мер по его реализации целесообразно осуществлять в рамках установленных статьей 17 Федерального закона N 131-ФЗ полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
По мнению Комитета, действующие нормы Федерального закона N 131-ФЗ, в которые предлагается внести изменения, позволяют учитывать возможность выбора органами местного самоуправления форм и методов работы в области противодействия коррупции в пределах их компетенции и включают в себя в том числе разработку муниципального плана по противодействию коррупции и осуществление мер по его реализации. Законопроектом без достаточных обоснований предлагается по сути сузить возможности и полномочия органов местного самоуправления в данной сфере.
В пояснительной записке авторами законопроекта указано, что использованная в Федеральном законе N 131-ФЗ формулировка вопросов местного значения поселения, муниципального района и городского округа -"осуществление мер по противодействию коррупции" создала правовое препятствие для участия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении мер по противодействию коррупции в границах того или иного муниципального образования, поскольку органы государственной власти не вправе решать вопросы местного значения на территориях соответствующих муниципальных образований.
Никаких правовых препятствий, с точки зрения Комитета, в данном случае не усматривается. Отнесение к вопросам местного значения "осуществление мер по противодействию коррупции" не означает, что указанные меры могут и должны осуществляться исключительно органами местного самоуправления, так как полномочия органов местного самоуправления, порядок и пределы их осуществления в указанной сфере в рамках данного вопроса местного значения определяются профильными федеральными законами, в частности Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).
Комитет обращает внимание на то, что Федеральный закон N 131-ФЗ предусматривает значительное число вопросов местного значения, реализация которых осуществляется подобным образом (когда полномочия в одной и той же сфере осуществляются и государственными органами в рамках собственных полномочий, и органами местного самоуправления в рамках вопросов местного значения). Это, например, участие в профилактике терроризма и экстремизма, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, организация мероприятий по охране окружающей среды, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью и т.д.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона N 273-ФЗ противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Федеральным законом N 273-ФЗ предусмотрен ряд мер по профилактике коррупции, среди которых антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами и т.д. Предлагаемые законопроектом изменения ограничивают полномочия органов местного самоуправления на выбор способов и методов осуществления указанных выше мер по противодействию коррупции.
Представляется также важным отметить, что предлагаемые законопроектом формулировки изменений в статьи 14, 15 и 16 Федерального закона N 131-ФЗ не являются достаточно определенными, поскольку в настоящее время отсутствуют соответствующие нормативные правовые акты, определяющие требования к содержанию планов по противодействию коррупции в муниципальном образовании. Кроме того, далеко не все мероприятия, проводимые органами местного самоуправления в рамках работы по противодействию коррупции, являются плановыми. В частности, заседания комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов по вопросам, связанным с несоблюдением конкретными муниципальными служащими требований об урегулировании конфликта интересов, не могут быть плановыми и собираются по конкретному основанию. Аналогичным образом проводятся не в плановом порядке, а только в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, например, проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими. Все это, в случае принятия законопроекта, может создать определенные трудности в толковании органами местного самоуправления соответствующих вопросов местного значения.
Необходимо также учитывать, что Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" вступил в силу только в декабре 2011 года, и для корректировки его норм требуются фактические обоснования, отсутствующие в представленной к законопроекту пояснительной записке.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе при рассмотрении в первом чтении отклонить проект федерального закона N 94170-6 "О внесении изменений в статьи 14, 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенный членами Совета Федерации А.И. Александровым, С.М. Киричуком, М.Н. Пономаревым, А.М. Чернецким, В.А. Штыровым, а также В.В. Якубовским в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.