Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
по проекту федерального закона N 101708-6 "О внесении изменений в статью 53 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 50 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения порядка отбывания наказания в виде ограничения свободы) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 101708-6 "О внесении изменений в статью 53 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 50 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - законопроект) направлен на уточнение порядка отбывания наказания виде ограничения свободы.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, в настоящее время не установлены основания, при которых уголовно-исполнительная инспекция, осуществляющая надзор за осужденными к ограничению свободы, дает согласие либо отказывает осужденному в изменении места жительства, работы и учебы.
В этой связи, предлагается внести изменения в статью 53 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) "Ограничение свободы", а также в статью 50 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) "Порядок отбывания наказания в виде ограничения свободы", в части установления исчерпывающего перечня обстоятельств, при которых уголовно-исполнительная инспекция дает согласие на уход из дома в определенное время суток, на посещение определенных мест, расположенных в пределах территории соответствующего муниципального образования, на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования, на изменения места жительства, места работы или учебы.
При этом Комитет обращает внимание на то, что согласно пункта "б" части первой статьи 58 УИК РФ, нарушением порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы является несоблюдение осужденным установленных судом ограничений без уважительных причин в связи с чем, перечисленные в проектной части четвертой статьи 50 УИК РФ обстоятельства могут рассматриваться в качестве уважительных причин и не требуют дополнительного правового регулирования.
Наряду с этим, предлагаемое проектом дополнение статьи 50 УИК РФ частями четвертой - седьмой необходимо согласовать с частью первой статьи 53 УК РФ, где указано, что получение согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, предусматривается только в отношении ограничения на изменение места жительства или пребывания, места работы и (или) учебы.
Остальные, перечисленные в данной норме УК РФ, ограничения подлежат безусловному соблюдению осужденным, независимо от наличия соответствующего согласия специализированного государственного органа, поскольку уголовный закон не связывает возможность сужения этих правоограничений, установленных приговором суда, с наличием такого согласия.
В часть седьмую статьи 50 УИК РФ предлагается внести изменение в части регламентации срока принятия уголовно-исполнительной инспекцией решения по результатам рассмотрения соответствующего ходатайства осужденного. На разрешение ходатайств об уходе с места постоянного проживания в определенное время суток или об изменении места постоянного проживания при невозможности дальнейшего нахождения осужденного по месту постоянного проживания в связи со стихийным бедствием или иными чрезвычайными обстоятельствами проектом проектной нормой отводится до 10 суток. А в случае смерти или угрожающей жизни тяжелой болезни близкого родственника - до 3 суток с момента поступления письменного ходатайства, что представляется не вполне обоснованным.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 101708-6 "О внесении изменений в статью 53 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 50 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.