Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 393111-5 "О внесении изменений в статьи 2 и 51 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, О.А. Куликовым, И.И. Мельниковым, С.Н. Решульским, В.Г. Соловьевым, а также Г.В. Гудковым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел данный законопроект.
Законопроектом предлагается дополнить статью 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) новым термином "прайм-тайм", под которым подразумевается период вещания в местное время с семи до девяти часов и с девятнадцати до двадцати трех часов в рабочие дни, с семнадцати до двадцати трех часов в выходные и праздничные дни, предполагая, что на указанные периоды приходится максимальное количество радиослушателей и телезрителей. При этом предлагается скоррелировать с учетом вновь вводимой терминологии норму пункта 2 статьи 51 Федерального закона, уточняющую условия предоставления эфирного времени общероссийскими и региональными государственными организациями телерадиовещания, а также муниципальными организациями телерадиовещания, обязав указанные организации предоставлять эфирное время только в "прайм-тайм".
Согласно пункту 2 статьи 51 Федерального закона общероссийские и региональные государственные организации телерадиовещания, а также муниципальные организации телерадиовещания обязаны предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям эфирное время для проведения предвыборной агитации на выборах соответствующего уровня, которое должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.
Указанный период самостоятельно определяется организацией телерадиовещания на основе предпочтений телезрителей и радиослушателей того региона, где осуществляется вещание, в свою очередь граждане, используя гарантированное им частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации право на свободное получение информации, самостоятельно определяют временные периоды для просмотра и прослушивания теле-и радиопередач.
Авторы законопроекта, устанавливая временные ограничения, тем самым обязывают большинство телезрителей и радиослушателей получать только ту информацию, которая будет предоставляться в так называемый "прайм-тайм", что не согласуется с названными конституционными принципами.
Кроме того, период, именуемый авторами законопроекта "прайм-тайм", понятие которого в действующем законодательстве не определено, на телевидении не только не совпадает, но и может сильно варьироваться по сравнению с таким же периодом на радио, а также кардинально меняться в выходные и праздничные дни в зависимости от специфики региональных средств массовой информации и целевой аудитории передач.
К тому же действующей нормой пункта 3 статьи 52 Федерального закона предусмотрено, что общий объем эфирного времени предоставляется указанными выше организациями телерадиовещания для проведения предвыборной агитации только по рабочим дням. Следует учитывать также тот факт, что, как правило, муниципальные организации телерадиовещания не имеют самостоятельной сетки вещания и пользуются возможностями сетевых партнеров, которые определяют для них время выхода в эфир, ограничивая возможности местных организаций телерадиовещания. Такая ситуация может ограничить возможности получения гражданами информации в ходе избирательной кампании.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункта 3 статьи 52" следует читать "пункта 3 статьи 51"
Необходимо также учитывать, что авторами не предложены корреспондирующие изменения в другие федеральные законы, регулирующие вопросы избирательного законодательства.
В связи с изложенным, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству предлагает отклонить данный законопроект.
Утверждено на заседании Комитета 15 октября 2012 года.
Первый заместитель |
В.И. Лысаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.