Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 37117-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектируемая редакция пункта 3 статьи 2 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон) (подпункт "б" пункта 2 статьи 1 законопроекта) предусматривает возможность "предоставления собственникам помещений в аварийном жилищном фонде с их согласия других жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма или найма, а также предоставление гражданам, занимающим жилые помещения в аварийном жилищном фонде по договорам социального найма, с их согласия других жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма". Данные положения нуждаются в дополнительном обсуждении, поскольку в соответствии со статьями 86, 88 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) гражданам, занимающим жилое помещение по договору социального найма, при их переселении в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома либо его сносом должно быть предоставлено другое жилое помещение по договору социального найма, а не по договору найма. Таким образом обеспечивается равные условия предоставления жилых помещений собственникам помещений и гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма при переселении из аварийного жилищного фонда. Кроме того, положение о возможности предоставления собственникам помещений в аварийном жилищном фонде с их согласия других жилых помещений по договору социального найма или найма следует соотнести со статьей 32 ЖК РФ в части обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения в том числе путем уплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение.
Также необходимо отметить, что собственником жилого помещения может быть юридическое лицо, а согласно правилу части 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем.
Обращаем внимание, что проектируемый пункт 9.3 части 1 статьи 14 Федерального закона содержит ссылку на несуществующую статью 167 ЖК РФ.
Требуют сопоставления предлагаемые в пункте 17 статьи 1 законопроекта изменения. Так, согласно пункту 2 части 5 статьи 20.5 Федерального закона (в редакции законопроекта) "финансовая поддержка за счет средств Фонда предоставляется при условии выполнения субъектами Российской Федерации и (или) муниципальными образованиями, на территориях которых расположены многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными и включенные в региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, предусмотренных пунктами 9.3 и 9.6 настоящего Федерального закона условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда". Вместе с тем в новом пункте 9.3 части 1 статьи 14 Федерального закона речь идет о региональных программах капитального ремонта многоквартирных домов. Аналогичное замечание относится к проектируемому пункту 4 части 1 статьи 23 Федерального закона (пункт 19 статьи 1 законопроекта).
Новая редакция статьи 17 Федерального закона (пункт 11 статьи 1 законопроекта) предусматривает ежегодное увеличение начиная с 2013 года лимитов предоставления Фондом финансовой поддержки на финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет соответствующих имущественных взносов Российской Федерации, что, по нашему мнению, должно учитываться в федеральных законах о федеральных бюджетах (см. часть 1.1 статьи 5 Федерального закона).
Проектом предусмотрено изменение порядка расчета увеличения лимитов финансовой поддержки, оказываемой Фондом, а также порядка расчета минимальной доли долевого финансирования. В связи с этим полагаем, что нуждается в обсуждении вопрос о вступлении в силу проектируемого федерального закона с начала очередного финансового года.
Обращаем внимание, что в статье 23.1 Федерального закона содержатся ссылки на части 3.1 статьи 17, которая излагается в новой редакции..
В части 6 проектируемой статьи 16.1 Федерального закона слова "пени, штрафа, неустойки" следует заменить словами "неустойки (штрафа, пени)", поскольку в соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации штраф и пени являются видами неустойки. В этом же положении используется понятие "договор о кредитной линии", которое требует определения.
Пунктом 16 статьи 1 законопроекта предлагается главу 6.1 Федерального закона признать утратившей силу. При этом ряд статей Федерального закона содержит ссылки на статьи указанной главы (например, статьи 23, 23.1).
Законопроект необходимо дополнить новой статьей 6 следующего содержания:
Статья 6
Абзац восьмой пункта 2 и абзац восьмой пункта 6 статьи 20 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 21) признать утратившими силу.
Иные юридико-технические замечания прилагаются на 2 листах.
Текст законопроекта с юридико-техническими правками и замечания редакционного характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.