Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 190238-6 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка"
Досье на проект федерального закона
Часть 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации провозглашает: "Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык". Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 1 июня 2005 года N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации".
Названный Федеральный закон определяет сферы использования государственного языка Российской Федерации, закрепляет меры защиты и поддержки государственного языка Российской Федерации, устанавливает нормы об обеспечении права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации. В то же время, в нём не содержится конкретных правовых требований к практическому использованию русского языка в тех или иных сферах общественных отношений с содержательной точки зрения, закрепляется лишь, что порядок утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации определяется Правительством Российской Федерации.
При этом в современной общественной жизни всё настойчивее обращает на себя внимание проблема использования нецензурной брани в произведениях литературы и искусства, в продукции средств массовой информации, а также при проведении театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, то есть в тех сферах использования русского языка, которые воспринимаются широким кругом граждан и имеют высокую степень влияния на общественное сознание и общественную нравственность.
В последнее время в средствах массовой информации появляется множество публикаций об использовании в печатной продукции, в кинофильмах, телепрограммах нецензурной брани. На эту тему в Государственную Думу поступает огромное количество писем от различных организаций и граждан, выражающих обеспокоенность этим явлением.
С учётом необходимости решения на законодательном уровне указанной проблемы подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка" (далее - законопроект), предусматривающий введение обоснованных запретов на использование нецензурной брани.
Законопроект предполагает внесение взаимосвязанных изменений в Федеральные законы "О государственном языке Российской Федерации" и "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", а также в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно законопроекту, в статье 3 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" предлагается закрепить, что государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в продукции общероссийских, региональных и муниципальных организаций телерадиовещания, организаций кинематографии, редакций общероссийских, региональных и муниципальных периодических печатных изданий, книгах и иной информационной продукции, а также при проведении театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, за исключением случаев, когда такие продукция и мероприятия выпускаются и проводятся на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранных языках, а также за исключением случаев, когда использование других языков является неотъемлемой частью художественного замысла. Таким образом уточняется перечень продукции и видов мероприятий, где в обязательном порядке используется русский язык как государственный язык Российской Федерации и исключается норма, допускающая в соответствующей сфере использование лексики, не соответствующей нормам русского языка как государственного языка Российской Федерации.
В ту же статью названного Федерального закона вводится запрещающая норма о том, что в выпускаемых на русском языке как государственном языке Российской Федерации продукции общероссийских, региональных и муниципальных организаций телерадиовещания, организаций кинематографии, редакций общероссийских, региональных и муниципальных периодических печатных изданий, книгах и иной информационной продукции, а также при проведении театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий не допускается использования нецензурной брани.
Предлагаемые изменения соответствуют концепции и смыслу Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации", который, согласно его преамбуле, направлен на защиту и развитие языковой культуры. Они также концептуально соотносятся с действующими в российском законодательстве ограничениями на использование нецензурной брани, например, со статьёй 20.1 "Мелкое хулиганство" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за нарушение общественного порядка, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, а также с установленным Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" запретом на распространение среди детей информации, содержащей нецензурную брань (пункт 6 части 2 статьи 5 указанного Федерального закона).
Законопроектом также предлагается установление конкретных запрещающих правовых механизмов в специальном законодательном акте, относящимся к законодательству о культуре и регулирующем отношения в сфере создания и использования произведений кинематографии, - Федеральном законе от 22 августа 1996 года N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации". Предусматривается требование к фильму, признаваемому национальным фильмом, о том, что в нём не должна использоваться нецензурная брань. Государство, оказывая поддержку национальным фильмам, вправе установить соответствующее требование в целях защиты русского языка, как государственного языка Российской Федерации, а также защиты общественной нравственности. Кроме того, предполагается введение нормы, согласно которой прокатное удостоверение на фильм не выдается в случае использования в фильме нецензурной брани. Это позволит установить эффективный правовой механизм контроля со стороны государства в лице соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную поддержку кинематографии.
В целях недопущения распространения материалов, содержащих нецензурную брань, через средства массовой информации предлагается часть вторую статьи 4 "Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации" Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" дополнить запретом на использование нецензурной брани в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации.
Для установления конкретных мер юридической ответственности за нарушение указанных выше запретов законопроектом предлагается внесение взаимосвязанных изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Вводится новая статья 6.19, предусматривающая санкции за использование нецензурной брани в продукции общероссийских, региональных и муниципальных организаций телерадиовещания, организаций кинематографии, редакций общероссийских, региональных и муниципальных периодических печатных изданий, книгах и иной информационной продукции, а также при проведении театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий. Кроме того, изменение, аналогичное вносимому в часть вторую статьи 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", вносится в корреспондирующую ей часть 1 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Внесение указанных изменений и реализация новых норм на практике вызовет необходимость определения в тех или иных случаях наличия нецензурной брани. Возможны спорные ситуации в отношении признания конкретных слов или выражений нецензурной бранью, в связи с чем может потребоваться экспертная оценка и, соответственно, проведение экспертизы. С учётом этого в законопроекте предлагается использовать уже существующий и надлежащим образом регламентированный механизм проведения экспертизы, предусмотренный статьями 17-19 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Законопроект подготовлен с учетом положений "Конвенции о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950). Статья 10 Конвенции предусматривает, что осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо, в том числе в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц.
Законопроект направлен на решение именно этих задач, на защиту общественной нравственности.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка" не потребует принятия федеральных законов, их изменения, приостановления или признания утратившими силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.