Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 54480-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости" - внесен депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, Ю.А. Напсо, Р.М. Марданшиным, С.Ю. Фабричным, А.С. Кропачевым, И.К. Сухаревым, А.И. Скоробогатько
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 54480-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости" - внесен депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, Ю.А. Напсо, Р.М. Марданшиным, С.Ю. Фабричным, А.С. Кропачевым, И.К. Сухаревым, А.И. Скоробогатько (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Представленный законопроект направлен на совершенствование процедур государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и кадастрового учета объектов недвижимости, а также получения информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости.
С этой целью законопроектом уточняются правовые нормы, определяющие порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета объектов недвижимости, ведения государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выполнения кадастровых работ в отношении объектов недвижимости.
Законопроект вводит ряд новых норм, направленных на возможность подачи заявления о государственной регистрации прав в орган, осуществляющий государственную регистрацию, и других документов, в форме электронных документов с использованием сетей связи общего назначения, предусматривает возможность оформления свидетельства о государственной регистрации права в форме электронного документа.
Однако, по мнению Комитета, законопроект имеет ряд недостатков.
Пунктом 5 статьи 1 Законопроекта предлагается дополнить пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) нормой о том, что форма заявления о государственной регистрации прав и требования к его заполнению утверждаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
При этом законопроект не содержит переходных положений, регулирующих вопросы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании заявлений, оформленных по правилам, действующим до момента вступления в силу законопроекта, что может вызвать проблемы на практике.
Пунктом 10 статьи 1 законопроекта предлагается изложить пункт 1 статьи 25 Федерального закона N 122-ФЗ в новой редакции, согласно которой до 1 марта 2015 года документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства, а также содержащими его описание, являются разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства и кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества. Разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, если заявитель не представил указанный документ по собственной инициативе.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ до 1 марта 2015 года кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание. При этом изменения, в части перечня документов, подтверждающих до 1 марта 2015 года факт создания объекта индивидуального жилищного строительства и содержащих его описание, законопроектом в пункт 4 статьи 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ не вносятся.
Таким образом, законопроект допускает внутреннее противоречие в части регулирования перечня документов, необходимых для регистрации права собственности на объекты индивидуального жилищного строительства до 1 марта 2015 года.
Важнейшей новеллой законопроекта является создание на базе Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости единого информационного ресурса - Единого государственного реестра недвижимости.
Так, в соответствии с подп. "г" п. 14 ст. 1 Законопроекта в пункт 13 статьи 33 Федерального закона от 21.07.97 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вводится норма о том, что с 1 января 2013 года органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, осуществляется ведение Единого государственного реестра недвижимости, на основе сведений Единого государственного реестра прав и государственного кадастра недвижимости. Порядок внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости и выдачи сведений из Единого государственного реестра недвижимости устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Аналогичным образом дополняется статья 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 24 статьи 3 Законопроекта).
Таким образом, по смыслу данных норм с 1 января 2013 года именно Единый государственный реестр недвижимости (далее также - ЕГРН) призван стать единым федеральным информационным ресурсом, содержащим всю информацию об объектах недвижимого имущества и о правах на него. При этом порядок внесения сведений в него и выдачи информации будет устанавливать Минэкономразвития России как орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Необходимо отметить, что в самом законопроекте отсутствуют требования к порядку ведения ЕГРН, формам документов, используемых в системе ЕГРН, и т.д.
Пунктом 1 статьи 2 Законопроекта предлагается часть 11 статьи 55 Градостроительного кодекса изложить в новой редакции: "11. В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию многоквартирного дома дополнительно к указанным сведениям должны быть отражены сведения обо всех помещениях (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме), расположенных в многоквартирном доме, в объеме, необходимом для осуществления их государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана.";
Представляется, что посредством данной нормы в законопроекте делается попытка оптимизировать процедуру кадастрового учета помещений, расположенных в многоквартирном доме, предусматривая механизм одновременного осуществления кадастрового учета многоквартирного дома и помещений, расположенных в многоквартирном доме.
Из содержания данной нормы не ясно, о каких "указанных" сведениях о многоквартирном доме идет речь.
Кроме того, указанный подход не согласуется с частью 10 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрсК РФ), гласящей, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
А также с абзацем 11 статьи 1 ГрсК РФ, согласно которого под объектом капитального строительства в ГрсК РФ понимаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков и других подобных построек.
Соответственно, с одной стороны, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный кадастровый учет построенного объекта капитального строительства, а с другой стороны, по предложению авторов законопроекта, на основании этого документа должен осуществляться кадастровый учет помещений, расположенных в многоквартирном доме.
Кроме того, из проектируемой части 11 статьи 55 ГрсК РФ безосновательно исключена общая норма, согласно которой в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана.
Подпунктом "а" пункта 3 статьи 3 Законопроекта предлагается дополнить часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" дополнительными сведениями об объекте недвижимости, подлежащими внесению в государственный кадастр недвижимости в части указания кадастровых номеров помещений, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение.
По мнению Комитета, указание кадастровых номеров помещений, расположенных в здании или сооружении, в случаях, когда объектом кадастрового учета является здание или сооружение, является избыточным.
Подпунктом "г" пункта 3 статьи 3 Законопроекта предусмотрено дополнение состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости сведениями о типе и значении основной характеристики, если объектом недвижимости является сооружение, а также о типе и значении основной характеристики в соответствии с проектной документацией, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства. С учетом того, что в законодательстве отсутствует определение основной характеристики сооружений и основной характеристики объектов незавершенного строительства, предлагаемые для включения в часть 2 статьи 7 Закона проектируемые подпункты 25 и 28, по мнению Комитета, нуждаются в уточнении.
Кроме того, не ясно соотношение понятий "тип и значение основной характеристики, если объектом недвижимости является сооружение", и "назначение сооружения", которое наряду с типом и значением основной характеристики сооружения должно, по предложению авторов законопроекта, указываться в государственном кадастре недвижимости.
Пунктом 7 статьи 3 Законопроекта предлагается внести изменения в часть 6 статьи 15 Федерального закона N 221-ФЗ, установив, что орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета карту (план) объекта землеустройства, оформленную в виде электронного документа, заверенного электронной подписью лица, подготовившего карту (план) объекта землеустройства.
В этой связи необходимо отметить, что требования к установлению территориальных зон, границ населенных пунктов, функциональных зон определяются Градостроительным кодексом РФ и не всегда предполагают наличие карты (плана) объекта землеустройства. Соответственно, требование о предоставлении органу кадастрового учета в указанных случаях исключительно карты (плана) объекта землеустройства является не совсем корректным.
Подпунктом "б" пункта 14 статьи 3 Законопроекта предлагается, в частности, продлить срок отражения в государственном кадастре недвижимости временных сведений об образованных объектах недвижимости: с двух лет до пяти в отношении земельных участков и с одного года до двух лет в отношении прочих объектов недвижимости.
Отмечая важность решения вопроса с продлением срока действия сведений временного характера для многих случаев, когда орган власти не успевает принять решение о распоряжении земельным участком, Комитет считает не совсем обоснованным решение данного вопроса путем просто механического продления такого срока, поскольку это может вызвать на практике проблемы, связанные с невозможностью в течение длительного срока учета в государственном кадастре недвижимости прочих земельных участков, ввиду наложения границ земельных участков.
Статьей 5 Законопроекта предусмотрено, что федеральный закон (Законопроект) вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением подпунктов а, в, г, д пункта 1 и подпункта а пункта 2 статьи 2 Федерального закона (Законопроекта), которые вступают в силу с 1 сентября 2013 года.
Однако, в самом тексте Законопроекта в пункте 1 статьи 2 отсутствуют подпункты а, в, г, д, а в пункте 2 той же статьи отсутствует подпункт а.
На основании изложенного, Законопроект, по мнению Комитета, нуждается в существенной доработке.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.