Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 84612-6 "О внесении изменений в статьи 6 и 15 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (о наделении органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочием по установлению требований к организации и осуществлению реализации бывших в употреблении средств сотовой (мобильной) связи) внесен Орловским областным Советом народных депутатов
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 84612-6 "О внесении изменений в статьи 6 и 15 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (о наделении органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочием по установлению требований к организации и осуществлению реализации бывших в употреблении средств сотовой (мобильной) связи), внесенный Орловским областным Советом народных депутатов, и отмечает следующее.
Изменения, вносимые законопроектом в статьи 6 и 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о торговле), связаны с наделением органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочием по установлению требований к организации и осуществлению реализации бывших в употреблении средств сотовой (мобильной) связи на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон о торговле устанавливает общие нормы к организации и осуществлению торговой деятельности независимо от вида или наименования поступающей в оборот продукции. Действующей редакцией ст. 6 Федерального закона определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования торговой деятельности в целом, которые не содержат специальных норм по осуществлению торговли отдельными наименованиями товаров и не предполагают их введение.
Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на защиту имущественных прав граждан, профилактику краж средств сотовой (мобильной) связи, усиление контроля за реализацией бывших в употреблении средств сотовой (мобильной) связи. Представляется, что решение указанных проблем выходит за рамки регулирования Федерального закона о торговле и должно регламентироваться законодательством в области осуществления правоохранительной деятельности. В настоящее время у правоохранительных органов имеется возможность в рамках уголовного дела запрашивать у оператора сотовой связи необходимую информацию для того, чтобы определить владельца сотового телефона.
Следует также отметить, что предложенные законопроектом изменения затрагивают общественные отношения, возникающие при реализации бывших в употреблении непродовольственных товаров (комиссионная торговля), которые помимо прочего регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей". В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона РФ "О защите прав потребителей" издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров, в частности, договоров розничной купли-продажи, помимо федеральных законов, вправе только Правительство Российской Федерации. Законодательное регулирование гражданско-правовых отношений на основании ст.71 "о)" Конституции РФ находится в исключительном ведении Российской Федерации и не может устанавливаться на региональном уровне.
Помимо этого, прием товара на комиссию оформляется путем составления договора комиссии, в котором указываются персональные данные гражданина (адрес, расчетный счет, телефон, паспортные данные), сдающего товар на комиссию. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные, которые являются конфиденциальной информацией, без согласия субъекта персональных данных.
Обращаем внимание на то, что введение правоустанавливающих норм в части установления требований к организации и осуществлению комиссионной торговли средств сотовой (мобильной) связи на территории отдельного субъекта Российской Федерации не согласуется с конституционным закреплением в Российской Федерации единства экономического пространства и свободы перемещения товаров.
Учитывая изложенное, Комитет считает неправомерным наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочием по установлению требований к организации и осуществлению реализации бывших в употреблении средств сотовой (мобильной) связи (комиссионной торговли) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не поддерживает принятие законопроекта в первом чтении.
Председатель Комитета |
И.Н. Руденский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.