Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 190717-6 "О ратификации Соглашения об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза"
Досье на проект федерального закона
22 июня 2011 года в Москве подписано Соглашение об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного Союза (далее - Соглашение).
Соглашение формирует условия для переноса транспортного (автомобильного) контроля с российско-белорусской и российско-казахстанской границ на внешнюю границу Таможенного союза, создает правовую основу для организации информационного обмена между органами транспортного (автомобильного) контроля Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан.
Применение Соглашения позволит обеспечить:
- исключение дублирующих операций по контролю за выполнением международных автомобильных перевозок, сокращение времени на его проведение, совместную защиту национальных рынков международных автотранспортных услуг;
- соблюдение иностранными перевозчиками национальных разрешительных систем Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан.
Соглашение вступит в силу с даты последнего письменного уведомления по дипломатическим каналам о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
На основании пп. "а" п. 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Соглашение подлежит ратификации, так как содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В частности, понятия "транспортный (автомобильный) контроль", "перевозчик" и "транспортное средство" определяются Соглашением иначе, чем Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения", Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Соглашение вводит понятия, не закрепленные российским законодательством, а именно, "внешняя граница Таможенного союза", "весовые и габаритные параметры транспортного средства".
Согласно статье 1 Соглашения к транспортным средствам при перевозке грузов относится, в том числе шасси. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5 технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720, шасси - это наземное механическое устройство на колесном ходу, не оснащенное кабиной и (или) двигателем и (или) кузовом, не предназначенное для эксплуатации. При этом транспортным средством является наземное механическое устройство на колесном ходу категорий L, M, N, О, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, по автомобильным дорогам общего пользования.
Статьями 4 - 6 Соглашения предусмотрено, что орган транспортного (автомобильного) контроля Российской Федерации в контрольных пунктах помимо действий по транспортному контролю, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляет проверку документов и выполняет отдельные действия по автомобильному контролю, предусмотренные законодательством Республики Белоруссия и Республики Казахстан.
Кроме того, в законодательстве Российской Федерации отсутствуют положения, предусматривающие обмен информацией между органами транспортного (автомобильного) контроля государств Сторон (статья 6 Соглашения), а также устанавливающие право органа транспортного (автомобильного) контроля государства одной Стороны запрашивать в оперативном порядке от органа транспортного (автомобильного) контроля государства другой Стороны подтверждение действительности разрешений в случае установления в ходе контрольных действия несоответствия параметров (характеристик) транспортного средства разрешению (статья 8 Соглашения).
В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 2 марта 2011 г. N 586 с 1 июля 2011 года выполнение согласованных действий по транспортному (автомобильному) контролю было перенесено с российско-казахстанской границы на казахстанский и российский участки внешней границы Таможенного союза.
Соглашение ратифицировано в Республике Беларусь в мае 2012 года, в Республике Казахстан - в июне 2012 года.
Ввиду того, что Соглашение не ратифицировано российской стороной, его положения не применяются контролирующими органами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. В связи с этим информационные материалы о поездках и объемах перевозимых грузов автомобильным транспортом в/ из третьих стран и в 2-х стороннем сообщении между Россией и Казахстаном с 1 июля 2011 года отсутствуют.
В ходе контроля на территории Российской Федерации в 2011 году было выявлено более 40 тысяч различных нарушений при перевозке грузов в/из России иностранными перевозчиками. При этом российские автотранспортные предприятия от недобросовестной конкуренции потеряли около 15% объемов перевозимых грузов в международном сообщении. Упущенная выгода составила более 120 млн. долларов США.
Выборочный контроль, поведенный в текущем году на 17 складах временного хранения в Российской Федерации, показал, что каждое четвертое иностранное грузовое транспортное средство осуществляло перевозку грузов с нарушением российской разрешительной системы.
Ратификация и вступление в силу Соглашения позволит в полном объеме:
- производить информационный обмен о результатах проведения транспортного (автомобильного) контроля между Россией, Беларусью и Казахстаном;
- сформировать статистические данные о международных автомобильных перевозках в рамках Таможенного союза и использовать их в дальнейшем при проведении государственной политики в сфере автомобильного транспорта;
- обеспечить более жесткий контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении международных автомобильных перевозок.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза"
Реализация Соглашения об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и не приведет к сокращению доходной части федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.