Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 143347-6 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" - внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел в рамках вопросов ведения проект федерального закона N 143347-6 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", внесенный Правительством Российской Федерации и подготовленный в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, иных законов и нормативных правовых актов.
Как следует из представленных материалов к законопроекту, исходной базой составления бюджета Фонда являются основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов и ожидаемые итоги исполнения бюджета Фонда за 2012 год.
При подготовке проекта бюджета Фонда на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов использованы следующие показатели:
- фонд заработной платы:
на 2013 год - 16 482 млрд. рублей,
на 2014 год - 18 295 млрд. рублей,
на 2015 год - 20 269 млрд. рублей;
Для сведения: 2012 год - 14 472 млрд. рублей.
- номинальная среднемесячная заработная плата:
на 2013 год - 29 782 рубля,
на 2014 год - 33 112 рубля,
на 2015 год - 36 767 рублей;
Для сведения: 2012 год - 26 048 рублей.
- индекс потребительских цен:
на 2013 год - 105,5%,
на 2014 год - 105,0%,
на 2015 год - 105,0%;
Для сведения: 2012 год - 106,0%.
- рост рождаемости (по данным Минтруда России)
на 2013 год - 0,9983 (число родившихся 1 803 тыс. чел.),
на 2014 год - 0,9972 (число родившихся 1 798 тыс. чел.),
на 2015 год - 0,9978 (число родившихся 1 794 тыс. чел.).
Доходная часть бюджета Фонда на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов сформирована в соответствии с нормами Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", проекта федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и других нормативных правовых актов.
Основные характеристики бюджета Фонда на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов представлены в следующей таблице:
Основные характеристики бюджета Фонда на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов
(млн. рублей) | ||||
Показатели |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 N 301-ФЗ |
проект |
проект |
проект |
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "372-ФЗ"
Доходы - всего, в том числе: |
|
|
|
|
- по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, |
579 558,4 |
590 272,3 (+107137,7 или 101,8% к предыдущему году) |
662 565,1 (+27707,2 или 12,2% к предыдущему году) |
719 815,2 (+57250,1 или 108,6% к предыдущему году) |
- средства, передаваемые бюджету Фонда на исполнение отдельных государственных полномочий, из: |
444 878,7 |
414 194,9 (-30683,8 или 93,1% к предыдущему году) |
478 227,8 (+64032,9 или 115,5% к предыдущему году) |
522 229,9 (+44001,4 или 109,2% к предыдущему году) |
федерального бюджета |
70 704,2 |
74 401,3 (+3697,1) |
74 674,5 (+273,2) |
78 268,0 (+3693,5) |
бюджета ФООМС |
19 030,0 |
19 030,0 |
19 030,0 |
19 030,0 |
Расходы - всего, |
577 218,4 |
606 518,4 (+29300,0) |
654 583,5 (+48065,1) |
709 010,5 (+54427,0) |
в т.ч. по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
417 675,5 |
437 037,1 (+19361,6) |
487 227,8 (+41190,7) |
522 229,9 (+44002,1) |
Доля расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от общих расходов |
72,4% |
72,1% |
73,1% |
73,7% |
Профицит (+) / дефицит (-) |
+ 2 340 003,0 |
- 16 246,1 |
+ 7 981,6 |
+ 10 804,7 |
В целом расчеты произведены исходя из:
- базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица в сумме, не превышающей в расчете на год:
568 000 рублей - в 2013 году,
632 000 рублей - в 2014 году,
702 000 рублей - в 2015 году;
Для сведения: в 2012 году - 512 000 рублей.
- доли застрахованного фонда заработной платы в общем объеме фонда заработной платы в размере 82% в 2013 - 2015 годах;
- тарифа страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации 2,9 для всех плательщиков, за исключением плательщиков, указанных в статье 58 Федерального закона N 212-Федеральный закон, устанавливающей пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 годов.
При анализе расходной части бюджета Фонда Комитетом в основном рассмотрены положения законопроекта, касающиеся обязательного социального страхования в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", по реализации Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в части выплаты пособий в связи с рождением и воспитанием детей, статьи 262 Трудового кодекса Российской Федерации, финансового обеспечения "Родового сертификата" в рамках реализации национального проекта "Здоровье".
Из пояснительной записки к законопроекту следует, что расчет расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам произведен в соответствии с нормами Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" исходя из фактического исполнения бюджета Фонда за 2011 год, ожидаемого исполнения 2012 года, с учетом прогнозируемого роста номинально начисленной среднемесячной заработной платы и влияния предельного размера пособия.
При определении расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством учитывались положения и нормы, предусматривающие:
- выплату пособия за счет средств Фонда, начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности (первые три дня оплачиваются за счет средств работодателя);
- исчисление размера пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
- следующие предельные размеры пособия исходя из стажевых периодов:
Страховой стаж |
Размер среднего заработка (%) |
Предельная сумма выплаты в месяц, рублей |
|||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
до 5 лет |
60 |
21 937,97 |
24 361,64 |
26 985,20 |
29 983,56 |
от 5 до 8 лет |
80 |
29 250,63 |
32 482,19 |
35 980,27 |
39 978,08 |
свыше 8 лет |
100 |
36 563,29 |
40 602,74 |
44 975,34 |
49 972,60 |
Расходы Фонда на выплату пособия по временной нетрудоспособности запланированы:
на 2013 год - в сумме 197 269,2 млн. рублей на оплату 370,0 млн. дней,
на 2014 год - в сумме 221 875,1 млн. рублей на оплату 368,6 млн. дней,
на 2015 год - в сумме 246 036,8 млн. рублей на оплату 367,9 млн. дней.
Для сведения: 2012 год - в сумме 182 847,4 млн. рублей на оплату 364,1 млн. дней.
При определении расходов на выплату пособия по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, учитывались положения и нормы Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", предусматривающие:
- переход начиная с 2013 года на исчисление пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
- следующие предельные размеры пособия:
Размер среднего заработка (%) |
Предельная сумма выплаты в месяц |
|||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|
100 |
36 563 |
40 602,74 |
44 975,34 |
49 972,60 |
Расходы Фонда на выплату пособия по беременности и родам прогнозируются:
на 2013 год в сумме 85 715,9 млн. рублей на оплату 157,3 млн. дней,
на 2014 год - 96 526,4 млн. рублей на оплату 156,9 млн. дней
на 2015 год - 107 036,1 млн. рублей на оплату 156,6 млн. дней.
Для сведения: 2012 год - в сумме 86 443,5 млн. рублей на оплату 152,2 млн. дней.
Число оплаченных дней определено с учетом прогнозируемого изменения рождаемости: в 2013 году 99,83%, в 2014 году 99,72% и в 2015 году 99,78%.
Расчет расходов на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременного пособия при рождении ребенка и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, произведен в соответствии с нормами Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в части, касающейся пособий гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Количество пособий определено с учетом следующего прогнозируемого изменения рождаемости: в 2013 году 99,83%, в 2014 году 99,72% и в 2015 году 99,78%. Размеры пособий определены с учетом индексации с 1 января на индекс потребительских цен соответствующего года.
Сводные данные по размерам пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей приведены в таблице:
Размеры пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей
(руб.) | ||||
Наименование показателя |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Пособие по беременности и родам |
|
|||
- женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
100% размера среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов*(1) |
|||
Предельная сумма выплаты в месяц | ||||
36 563 |
40 603 (+ 4 040) |
44 975 (+ 4 372) |
49 973 (+ 4 998) |
|
- женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами в установленном порядке (из расчета за полный календарный месяц) |
465 |
492 (+ 27) |
517 (+ 25) |
543 (+ 26) |
Единовременное пособие при рождении ребенка*(2) |
12 405 |
13 087 (+ 682) |
13 741 (+ 654) |
14 428 (+ 687) |
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности*(3) |
465 |
492 (+ 27) |
517 (+ 25) |
543 (+ 26) |
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком |
|
|||
- гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
40 % размера среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов*(4) |
|||
Предельная сумма выплаты в месяц | ||||
14 625 |
16 241 (+ 1 616) |
17 990 (+ 1 749) |
19 989 (+ 1 999) |
|
Минимальные размеры | ||||
по уходу за первым ребенком |
2 326 |
2 455 (+ 129) |
2 578 (+ 123) |
2 707 (+ 129) |
по уходу за вторым и последующими детьми |
4 652 |
4 908 (+ 256) |
5 153 (+ 245) |
5 411 (+ 258) |
- гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
|
|
|
|
по уходу за первым ребенком |
2 326 |
2 455 (+ 129) |
2 578 (+ 123) |
2 707 (+ 258) |
по уходу за вторым и последующими детьми |
4 652 |
4 908 (+ 256) |
5 153 (+ 245) |
5 411 (+ 258) |
*(1) Согласно расчетам Фонда среднедневной размер пособия по беременности и родам составит (руб.)
2013 |
2014 |
2015 |
544,92 |
615,21 |
683,50 |
*(2) Для лиц, подлежащих обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и для граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию, установлен единый размер указанного пособия
*(3) Для застрахованных женщин, вставших на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и для женщин, уволенных в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами в установленном порядке, установлен единый размер указанного пособия
*(4) Согласно расчетам Фонда средний размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком составит (руб.)
2013 |
2014 |
2015 |
6 983,98 |
7 293,96 |
8 203,02 |
Данные по расходам, осуществляемым Фондом социального страхования Российской Федерации по финансированию пособий и иных выплат гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, приведены в следующей таблице.
Расходы, осуществляемые Фондом социального страхования Российской Федерации по финансированию пособий и иных выплат гражданам в связи с рождением и воспитанием детей
(млн. руб.) | |||||
Виды расходов |
Источники финансирования |
Объемы бюджетных ассигнований |
|||
2012 год |
2013 год |
Плановый период |
|||
2014 год |
2015 год |
||||
1. Выплата пособия по беременности и родам |
|
|
|
|
|
- женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
Бюджет Фонда |
86 443,5 |
85 715,9 (- 727,6) |
96 526,4 (+ 10 810,5) |
107 036,1 (+10 509,7) |
- женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами в установленном порядке (из расчета за полный календарный месяц) |
Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету Фонда из федерального бюджета |
0, 54 |
0,54 0 |
0,54 0 |
0,57 (+0,03) |
2. Выплата единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности: |
|
|
|
|
|
подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
Бюджет Фонда |
364,6 |
435,3 (+70,7) |
461,7 (+26,4) |
483,8 (+22,1)
|
уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами в установленном порядке |
Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету Фонда из федерального бюджета |
0,1 |
0,1 0 |
0,1 0 |
0,1 0 |
3. Выплата единовременного пособия при рождении ребенка |
|
|
|
|
|
лицам, подлежащим обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
Бюджет Фонда |
16 986,8 |
18 066,6 (+1079,8) |
18 909,0 (+842,4) |
19 806,8 (+897,8) |
гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету Фонда из федерального бюджета |
6 004,0 |
6 265, 1 (+261,1) |
6 232,5 (-32,6) |
6 498,8 (+266,3) |
4. Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком |
|
|
|
|
|
гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
Бюджет Фонда |
111 790,4 |
114 396,3 (+2605,9) |
119 088,6 (+12095,9) |
126 492,2 (+7403,6) |
гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету Фонда из федерального бюджета |
52 298,0 |
55 174,4 (+2876,4) |
55 172,7 (- 1,7) |
58 023,6 (+2850,9) |
гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварии (сверх установленных законодательством норм) |
Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету Фонда из федерального бюджета |
1 896,5 |
2 038,0 (+141,5) |
2 145,5 (+107,5) |
2 371,1 (+225,6) |
5. Расходы на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми - инвалидами и инвалидами с детства |
Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету Фонда из федерального бюджета |
1 440,0 |
1 855,1 (+415,1) |
2 048,0 (+192,9) |
2 289,7 (+241,7) |
6. Оплата медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также в части диспансерного наблюдения ребенка в начальный период его жизни |
Средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предусмотренные в рамках реализации национального проекта "Здоровье" |
19 030,0 |
19 030,0 0 |
19 030,0 0 |
19 030,0 0 |
ИТОГО:
в том числе: |
296 253,94 |
302 977,34 (+6 723,4 или 102,3%) |
319 615,04 (+16 637,7 или 105,5%) |
342 632,87 (+23017,82 или 107,2%) |
|
Бюджет ФСС |
215 585,3 |
218 614,1 (+3 028,8 или 101,4%) |
234 985,7 (+16 371,6 или 107,5%) |
253 819,0 (+18 833,3 или 108,2%) |
|
Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету Фонда из федерального бюджета |
61 639,14 |
65 333,24 (+3 691,1 или 106,9%) |
65 599,34 (+266,1 или 100,4%) |
69 183,87 (+3584,53 или 105,5%) |
|
Средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предусмотренные в рамках реализации национального проекта "Здоровье" |
19 030,0 |
19 030,0 0 |
19 030,0 0 |
19 030,0 0 |
Анализ законопроекта и приведенных данных позволяет сделать следующие выводы.
1. Планируемые расходы бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов в целом позволяют сохранить размеры пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей. Незначительное увеличение расходов на выплату пособий в связи с рождением и воспитанием детей связано с предстоящей индексацией указанных пособий с учетом прогнозируемого уровня инфляции (5,5% - к декабрю 2013 года и по 5,5% к декабрю 2014 и 2015 годов).
2. Согласно законопроекту (часть 3 статьи 7) в 2013 году продолжится реализация пилотного проекта, предусматривающего особенности финансового обеспечения, назначения и выплаты территориальными органами Фонда застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Изменение механизма выплаты пособий по социальному страхованию позволит обеспечить правильность начисления пособий, избавит застрахованных граждан от необходимости обращаться в суды и службу судебных приставов, сократит конфликтные ситуации с работодателем, предоставит возможность самостоятельного выбора способа получения пособий и в целом повысит уровень социальной защищенности застрахованных лиц.
3. Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год сформирован с дефицитом, что блокирует принятие находящихся на рассмотрении Государственной Думы законопроектов, предусматривающих увеличение продолжительности выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет, не позволяет увеличить базовые размеры пособий, установленных Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в твердой денежной сумме (их увеличение не проводилось с 2007 года).
4. В связи с переходом с 2013 года на исчисление ряда пособий исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов, для части получателей пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком возможно уменьшение их размеров.
5. Несмотря на рост стоимости услуг по оказанию медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также в части диспансерного наблюдения ребенка в начальный период его жизни стоимость "Родового сертификата" на протяжении многих лет остается неизменной и составляет 11,0 тыс. рублей.
6. Наименование ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (часть 2 статьи 5, приложения 1, 4 и 5 к законопроекту) следует привести в соответствие с Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования" и Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Согласно указанным федеральным законам пособие называется ежемесячное пособие по уходу за ребенком. При этом его выплата, действительно, осуществляется до достижения ребенком возраста полутора лет (статья 14 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей").
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 143347-6 "О бюджете Фонда социального страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", внесенного Правительством Российской Федерации, с учетом высказанных замечаний.
Председатель комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.